сотрудник
Красноярск, Красноярский край, Россия
докторант
Красноярск, Красноярский край, Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
ОКСО 38.04.02 Менеджмент
ББК 6543 Экономика общественного питания. Экономика гостиничного хозяйства. Экономика туризма
ТБК 7823 Менеджмент в туризме и сфере обслуживания
BISAC BUS070120 Industries / Food Industry
В настоящее время бизнес-субъекты индустрии гостеприимства, находясь в условиях постпандемийного сжатия рынка, стремятся обеспечить своё выживание, трансформируя собственные бизнес-модели. Процесс любых стратегических преобразований должен сопровождаться измерением их эффективности. Традиционными показателями эффективности в индустрии гостеприимства являются финансовые аспекты, такие как чистая прибыль, рентабельность инвестиций, рентабельность активов. Однако фокус на финансы серьезно ограничивает возможности распознавания нематериальных факторов. Поэтому Роберт Каплан и Дэвид Нортон разработали инструмент стратегического управления, называемый системой сбалансированных показателей (BSC). BSC позволяет бизнес-субъектам визуализировать миссию, видение и стратегию во всеобъемлющий набор показателей эффективности и обеспечить основу для стратегического измерения и управления. Это становится возможным вследствие того, что BSC дополняет традиционные финансовые показатели другими тремя ключевыми бизнес-перспективами, которые целесообразно использовать для оценки эффективности: клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и рост. Однако, спустя три десятилетия после исследований Нортона и Каплана, их модель требует доработки с учетом современных реалий как экономики в целом, так и индустрии гостеприимства в частности. Предлагаемая в данной работе стратегическая карта сбалансированных показателей формируется в двух измерениях. В первом из них представлены четыре тематические области (дополненные классические перспективы BSC), составляющие основу карты: финансовая перспектива с точки зрения затратной составляющей; клиентская перспектива с точки зрения онлайн-репутации; перспектива бизнес-процессов с точки зрения внедрения инноваций; перспектива обучения и роста с точки зрения сотрудников. Во втором измерении каждая из этих перспектив конкретизируется через призму интересов четырех различных заинтересованных сторон: менеджеров, партнеров по бизнесу, гостей и академических экспертов в индустрии гостеприимства. В результате структура стратегической карты показателей эффективности в индустрии гостеприимства охватывает двумерную панораму: одну в тематическом измерении, другую – с точки зрения различных стейкхолдеров.
сбалансированная система показателей, ключевые показатели эффективности, перспектива «финансы», перспектива «клиенты», перспектива «бизнес-процессы», перспектива «обучение и рост», индустрия гостеприимства, стратегическое управление
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Стат. сб. [Текст] / Росстат. - М., 2020. - 1218 с.
2. Baum, T., Hai, N.T.T. (2020). Hospitality, tourism, human rights and the impact of COVID-19. Int. J. Contemp. Hosp. Manage. 32, 2397-2407. https://doi.org/https://doi.org/10.1108/IJCHM-03-2020-0242
3. Neely, A.D., Gregory, M.J. and Platts, K.W. (1995). Performance Measurement System Design: A Literature Review and Research Agenda. International Journal of Operations and Production Management, 15 (4), 80-116.
4. Harbour, J.L. (1997). The Basics of Performance Measurement. Quality Resources, New York, NY.
5. Armstrong, M. and Baron, A. (2004). Managing performance: performance management in action. London: Chartered Institute of Personnel and Development
6. Kaplan, R.S. and Norton, D.P. (1992). The Balanced Scorecard - Measures that Drive Performance. Harvard Business Review, 70(1), 71-79.
7. Pikkemaat, B., Peters, M. (2006). Towards the measurement of innovation - a pilot study in the small and medium sized tourism industry. J. Qual. Assur. Hosp. Tour. 6, 89-112. https://doi.org/10.1300/J162v06n03_06.
8. Gomes, J. and Romão, M. (2014). Advantages and limitations of Performance Measurement Tools: The Balanced Scorecard, Conference: IADIS Information Systems, [Electronic source]: Urrl://www.researchgate.net/publication/260479716_ADVANTAGES_AND (Date of access 18.04.2021).
9. Khairat, G. M. (2015) The Balanced Scorecard Approach as a Tool for Performance Evaluation in the Hospitality. Industry Journal of Association of Arab Universities for Tourism and Hospitality, 2(12), 135- 158.
10. Moulin, M. (2004). Eight essentials of performance measurement, International Journal of Health Care Quality Assurance, 17 (3), 110-112.
11. Neely, A., Adams, C., and Kennerley, K. (2002). The performance prism: the scorecard for measuring and managing business success. London: Financial Times Prentice Hall.
12. Israeli, A.A., Reichel, A. (2003). Hospitality crisis management practices: the Israeli case. Int. J. Hosp. Manag. 22, 353-372. https://doi.org/10.1016/S0278-4319(03)00070- 7.
13. Clauss, T., Abebe, M., Tangpong, C., Hock, M. (2019). Strategic agility, business model innovation, and firm performance: an empirical investigation. Ieee Trans. Eng. Manag. 1-18. https://doi.org/10.1109/TEM.2019.2910381.
14. Sigala, M., (2020). Tourism and COVID-19: impacts and implications for advancing and resetting industry and research. J. Bus. Res. https://doi.org/10.1016/j. jbusres.2020.06.015.
15. Kallmuenzer, A., Kraus, S., Peters, M., Steiner, J., Cheng, C.-F., (2019). Entrepreneurship in tourism firms: a mixed-methods analysis of performance driver configurations. Tour. Manag. 74, 319-330. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2019.04.002.
16. Чаплина, А.Н. Стратегическое развитие торговой сети на основе системы сбалансированных показателей [Текст] / А.Н. Чаплина, Е.А. Герасимова, И.А. Максименко // Проблемы современной экономики. - 2016.- №4 (60). - С. 204-208.
17. Ivankovič, G.; Janković,S. and. Peršić. M (2010) Framework for Performance Measurement in hospitality industry - Case study Slovenia . Ekonomska istraživanja, Economic research journal, 23(3), 12-23.
18. Thomas, R., Wood, E.(2014). Innovation in tourism: Re-conceptualising and measuring the absorptive capacity of the hotel sector. Tour. Manag. 45, 39-48. https://doi.org/https://doi.org/10.1016/j.tourman.2014.03.012.
19. Wadongo, B., Edwin, O. and Oscar, K. (2010) Managerial roles and choice of performance measures in the Kenyan five-star hotels using a cross-sectional correlational design. Managing Leisure, 15 (1), 17- 31.
20. Saebi, T., Lien, L., Foss, N.J., (2017). What drives business model adaptation? The impact of opportunities, threats and strategic orientation. Long Range Plann. 50, 567-581. https://doi.org/10.1016/j.lrp.2016.06.006
21. Atkinson, A, Waterhouse, J. and Wells, R .(1997) A Stakeholder Approach to Strategic Performance Measurement . Sloan Management Review, 38, 52-58.
22. Balanced Scorecard Collaborative (2010) Learning Centre Section, FAQs and Glossary, [Electronic source]: Urrl:// https://www.bscol.com/bsc_online/learning/faqs/index.cfm?id=D84E0D4C-BDC5-11D4-A8C400508BDC96C1. (Date of access 22.04.2021)
23. Franceschelli, M.V., Santoro, G., Candelo, E., (2018). Business model innovation for sustainability: a food start-up case study. Br. Food J. 120, 2483-2494. https://doi. org/10.1108/BFJ-01-2018-0049
24. WKO (2020). Tourismus in Zahlen: ¨Osterreichische Und Internationale Tourismus- Und Wirtschaftsdaten. [Electronic source]: https://www.wko.at/branchen/tourismus-freizeit wirtschaft/tourismus-freizeitwirtschaft-in-zahlen-2020.pdf. (Date of access 18.04.2021).
25. Пахомчикова, Е.О. Индустрия гостеприимства: эволюционный подход: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 [Текст] /Елена Олеговна Пахомчикова. - Иркутск, 2015 - 192 с.
26. Breier, M., B., Kallmuenzer A., Clauss T., Gast J. Kraus S., Tiberius V. (2021) The role of business model innovation in the hospitality industry during the COVID-19 crisis International Journal of Hospitality Management, 102723 https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2020.102723
27. Kallmuenzer, A., Peters, M. (2018). Innovativeness and control mechanisms in tourism and hospitality family firms: a comparative study. Int. J. Hosp. Manag. 70, 66-74. https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2017.10.022.
28. Cheah, S., Ho, Y.-P., Li, S. (2018). Business model innovation for sustainable performance in retail and hospitality industries. Sustainability 10, 3952. https://doi.org/https://doi.org/10.3390/su10113952.
29. The KPI Institute (2014) Balanced Scorecard Review, [Electronic source]: www.http//.balancedscorecardreview.com/ (Date of access 22.04.2021)
30. Bolton, R., Hannon, M. (2016). Governing sustainability transitions through business model innovation: towards a systems understanding. Res. Policy 45, 1731-1742. https://doi.org/10.1016/j.respol.2016.05.003