Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цифровая трансформация в современном мире неизбежно затрагивает каждую область бизнеса, в том числе и сферу бытовых услуг. Цифровые сервисы создают новые возможности для улучшения процессов предоставления бытовых услуг, оптимизации взаимодействия с клиентами и увеличения конкурентоспособности предприятия. В данной статье рассмотрены тенденции развития цифровых сервисов и обобщен опыт развития бытовых услуг в России. Дан авторский взгляд на понятие «бытовые услуги» как на комплекс бизнес-процессов, каждый из которых нуждается в управлении и цифровой интеграции. Представлен пример карты процессов выполнения работ в сфере бытовых услуг с применением цифровых сервисов и экосистем. Автор трактует экосистему как сетевую систему взаимодействий и взаимоотношений между участниками (стейкхолдерами) предпринимательской деятельности. В такой логике цифровой сервис выступает как элемент (часть) бизнес-процесса сферы услуг, который может функционировать в рамках экосистемы и с помощью которого происходит обмен ценностями. Представлена его характеристика на основе институционально-аксиологического подхода, что отличает авторский взгляд на категорию «цифровой сервис» от существующих в науке точек зрения. Рассмотрены цифровые сервисы в бизнес-процессе оказания услуг на текущем этапе развития. Современные цифровые сервисы становятся не просто инструментом, но и стратегическим ресурсом, который может сделать бизнес более конкурентоспособным, устойчивым и успешным в долгосрочной перспективе. Статья актуальна для исследователей и специалистов в области малого предпринимательства в сфере услуг.

Ключевые слова:
бытовые услуги, бизнес-процесс, оптимизация взаимодействия с клиентами, цифровые сервисы, экосистемы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Объем платных услуг населению по Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/uslugi (дата обращения: 24.04.2024).

2. Платное обслуживание населения в России. 2023 [Текст]: статистический сборник / Росстат. – Mосква, 2023. – 115 c.

3. Vargo, S. L. On value and value creation: a service systems and service logic perspective [Text] / S. L. Vargo, P. P. Maglio, M. A. Akaka // European Management Journal. – 2008. – Is. 26(3). – Рp. 145–152.

4. Wessel, M. Creating Value in a digital economy. 2017 [Electronic resource]. – URL: https://hbr.org/webinar/2017/01/ creating-value-in-a-digital-economy (Date of access: 24.04.2024).

5. Grönroos, С. On Value and Value Creation in Service: A Management Perspective [Electronic resource] / С. Grönroos // Journal of Creating Value. – 2017. – Vol. 3, Is. 2. – Pp. 125–141. – URL: https://doi.org/10.1177/2394964317727196 (Date of access: 24.04.2024).

6. Якимов, А. С. Обзор сервисов для продажи цифрового контента [Текст] / А. С. Якимов, Р. И. Баженов // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 1(69). – С. 521–526.

7. Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 № 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343571/ (дата обращения: 24.04.2024).

8. Зараменских, Е. П. Цифровые сервисы: их атрибуты и взаимосвязь с архитектурой предприятия [Текст] / Е. П. Зараменских // Вестник ГУУ. – 2018. – № 10. – С. 36–42.

9. Толочко, Н. К. Цифровые технологии в техническом сервисе [Текст] / Н. К. Толочко, Н. Н. Романюк // Цифровизация агропромышленного комплекса: сборник научных статей I Международной научно-практической конференции, Тамбов, 10–12 октября 2018 г. В 2 т. Т. 1. – Тамбов: ИЦ ФГБОУ ТГТУ – 2018. – С. 141–143.

10. Лашкова, Н. Г. Вопросы развития системы управления бизнес-процессами предприятия в условиях цифровых информационно-коммуникационных технологий [Текст] / Н. Г. Лашкова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. –2021. – № 2. – С. 42–46.

11. Шерешева, М. Ю. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса [Текст]: монография / М. Ю. Шерешева, М. А. Бек, Н. Н. Бек. – Москва : Высшая школа экономики, 2014. – 296 с.

12. Симченко, Н. А. Трансформация институтов сетевого взаимодействия экономических агентов в цифровой экономике [Текст] / Н. А. Симченко, С. П. Реус, С. Ю. Цехла // Теоретическая экономика. – 2020. – № 5(65). – С. 29–35.

13. Легчилина, Е. Ю. Теоретические подходы к управлению развитием экосистем малого бизнеса [Текст] / А. Д. Груздо, Е. Ю. Легчилина // Инновационная деятельность. – 2023. – № 1(64). – С. 103–114.

14. Green Carmichael, S. The Flash Report: The Global Digital Economy [Electronic resource]. – URL: https://hbr.org/2016/04/the-flash-report-the-global-digital-economy (Date of access: 24.04.2024).

15. Iandoli, L. Cases on Digital Entrepreneurship: How Digital Technologies are Transforming the Entrepreneurial Process in Existing Businesses and Start-ups [Text] / L. Iandoli, C. Gibaldi. – Cheltenham : Edward Elgar Publishing, 2023. – 288 р.

16. Экосистемы России. Игроки, сервисы, подписки, пользовательский опыт 2018–2024 [Электронный ресурс]. – URL: https://ict.moscow/research/ekosistemy-rossii-igroki-servisy-podpiski-polzovatelskii-opyt-2018-2024/ (дата обращения: 24.04.2024).

17. Moore, J. F. The death of competition: Leadership and strategy in the age of business ecosystems [Text] / J. F. Moore. – New York : Harper Business, 1996. – 320 р.

18. Spigel, B. Entrepreneurial ecosystems [Electronic resource] / B. Spigel, E. Stam // The SAGE handbook of entrepreneurship and small business. – London : SAGE Publications, 2018. – URL: https://www.research.ed.ac.uk/en/publications/entrepreneurial-ecosystems (Date of access: 24.04.2024).

19. Mason, K. Entrepreneurial Ecosystems and Growth Entrepreneurship. Final Report to the OECD [Electronic resource] / K. Mason, R. Brown. – Paris, 2014. – 38 p. – URL: https://www.oecd.org/cfe/leed/entrepreneurial-ecosystems.pdf (Date of access: 24.04.2024).

20. Countries with the highest percentage of retail sales taking place online in 2023 [Electronic resource]. – URL: https://www.statista.com/statistics/1042763/worldwide-share-online-retail-penetration-by-country/ (Date of access: 24.04.2024).

21. Digital 2023: The Russian Federation [Electronic resource]. – URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-russian-federation (Date of access: 24.04.2024).

22. Ecosystem types: A systematic review on boundaries and goals [Text] / D. Cobben, W. Ooms, N. Roijakkers, A. Radziwon // Journal of Business Research. – 2022. – No 142. – Рр. 138–164.

23. Онлайн-сервисы для бизнеса: исследование 2023 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.notion.so/ c83a26143afd4086b1f647a7618 32c13 (дата обращения: 24.04.2024).

24. Куликова, О. М. Экосистема: новый формат современного бизнеса [Текст] / О. М. Куликова, С. Д Суворова // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 1(42). – С. 200–205.

25. Audretsch, D. B. Towards an entrepreneurial ecosystem typology for regional economic development: The role of creative class and entrepreneurship [Text] / D. B. Audretsch, M. Belitski // Regional Studies. – 2021. – No 55(4). – Pp. 735–756.

26. Valdez-de-Leon, O. How to develop a digital ecosystem: A practical framework [Text] / O. Valdez-de-Leon // Technology Innovation Management Review. – 2019. – No 9(8). – Pp. 43–54.

Войти или Создать
* Забыли пароль?