Красноярск, Россия
Красноярск, Россия
Красноярск, Россия
УДК 338.486 Поощрение туризма
Рассмотрены основные этапы эволюции современного туризма, дана характеристика каждого из этапов, сформированного под воздействием изменения потребностей общества, в условиях постоянной трансформации инфраструктуры и цифровизации процессов. Проанализирована наполненность современными видами туристических услуг, действующих турагентств на рынке. Проанализировано развитие экосистем платформенно-сетевых взаимодействий сферы туристических услуг по наиболее популярным турагентствам с определением видов предоставляемых услуг, количеством и просчитыванием долей для каждого турагентства на рынке. Выявлены средние значения и рассчитаны отклонения от эталонного для каждого исследуемого турагентства в условиях экосистемного взаимодействия с потребителями, показавшие высокий уровень наполненности современных туристических агентств видами туристических услуг. Исследовано развитие экосистем партнерских платформенно-сетевых взаимодействий по специализированным и неспециализированным платформам в сфере туристических услуг, выявлены основные функциональные единицы в сфере туризма, представленные наполненностью по турам, обеспечению проживания, трансфером, включением питания, медицинского обслуживания и иных сопутствующих направлений, выявлено среднее значение, показавшее незначительное отклонение от эталона по специализированным платформам, а также значительное отклонение по неспециализированным партнерским платформам соответственно, что позволяет выявить тенденцию более высокой оснащенности по функционалу именно специализированных по туризму экосистем платформенно-сетевых взаимодействий с клиентами. В ходе исследования были выявлены основные тенденции развития платформенно-сетевых взаимодействий в сфере туристических услуг, проанализированы возможные направления совершенствования функционала в сфере туризма, также сформированы выводы об уровне оснащенности и наполненности платформенных экосистем по видам предоставляемых туристических услуг и дана характеристика дальнейшего развития туризма.
туризм, туристические услуги, платформенно-сетевые взаимодействия, экосистемы туризма, партнерские цифровые платформы
1. Самохвалова, О. В. Анализ инновационных трендов в сфере туристических услуг [Текст] / О. В. Самохвалова, С. А. Кациель // Современные проблемы и перспективы развития туризма и сферы услуг в условиях глобализации: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, Владимир, 05–06 ноября 2020 года. – Владимир : АТЛАС, 2020. – С. 55–58.
2. Современные тенденции и направления инновационного развития сферы туристических и гостиничных услуг [Текст] / Т. В. Плотникова, Е. Н. Осипова, В. В. Салий [и др.]. – Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2021. – 164 с.
3. Новолодская, Г. И. Цифровые возможности для развития туризма в России на платформах «Туризм 4.0» и «Туризм 5.0» [Текст] / Г. И. Новолодская, Н. Н. Тушемилова // Вопросы новой экономики. – 2023. – № 4(68). – С. 30–41.
4. Лавров, В. В. Эволюция процессов развития туризма в Российской Федерации: от индустрии туризма до цифровой экосистемы в туризме [Текст] / В. В. Лавров. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. – 159 с.
5. Новикова, С. И. Развитие устойчивости сферы услуг в экосистеме макросреды в условиях кризиса [Текст] / С. И. Новикова, Е. В. Щербенко // Торговля, сервис, индустрия питания. – 2021. – Т. 1, № 3. – С. 283–297.
6. Астатурян, А. А. Имидж как фактор устойчивости компании на российском рынке туристических услуг [Текст] / А. А. Астатурян // Проблемы развития рынка товаров и услуг: перспективы и возможности субъектов РФ: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск, 14–16 мая 2020 года / Сибирский федеральный университет, Институт торговли и сферы услуг. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020. – С. 337–340.
7. Рябова, С. В. Управление качеством туристических услуг [Текст] / С. В. Рябова, Е. А. Токарева // Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов 7-й Международной молодежной научно-практической конференции. В 3-х томах, Курск, 12 ноября 2020 года. Том 3. – Курск : Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 147–150.
8. Зайналов, Д. Р. Совершенствование современных туристических услуг путем использования информационных технологий [Текст] / Д. Р. Зайналов, П. Усмонов // Российская экономика: взгляд в будущее: материалы VI Международной научно-практической конференции (очно-заочной), Тамбов, 20 февраля 2020 года. – Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, 2020. – С. 80–86.
9. Бабкин, А. В. Управление кросс-отраслевым потенциалом развития в условиях индустрии 5.0: теория, инструментарий и практические приложения [Текст] / А. В. Бабкин, Е. В. Шкарупета, В. А. Плотников // Экономическое возрождение России. – 2022. – № 2(72). – С. 50–65.
10. Ярыгина, В. П. Анализ развития рынка международных туристических услуг [Текст] / В. П. Ярыгина, В. В. Заев // Энигма. – 2020. – № 21-2. – С. 6–13.
11. Новикова, С. И. Партнерская среда в системе кооперационно-сетевых взаимодействий, способы ее оценки [Текст] / С. И. Новикова // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 463–480.
12. Пшенко, Р. А. Туризм как социально-экономическая система, классификация туризма [Текст] / Р. А. Пшенко // Время инноваций: проблемы, тенденции, векторы развития, Ахангельск, 16 октября 2020 года. – Ахангельск : Частное образовательное учреждение высшего образования «Институт управления», 2020. – С. 249–258.
13. Корабейников, И. Н. Тенденции и проблемы развития внутреннего туризма в Российской Федерации [Текст] / И. Н. Корабейников, И. Л. Полякова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2015. – № 3(53). – С. 266–269.
14. Питько, О. А. Анализ коммуникационной деятельности компании на рынке туристических услуг [Текст] / О. А. Питько // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 11(148). – С. 755–758.
15. Евсеенкова, Е. Международный туризм: развитие туризма в Юго-Восточной Азии [Текст] / Е. Евсеенкова // Энигма. – 2020. – № 20. – С. 23–28.
16. Новикова, С. И. Формирование и развитие среды кооперационно-сетевых взаимодействий организаций сферы услуг: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Новикова Светлана Ивановна. – Красноярск, 2022. – 219 с.
17. Пурелиани, М. Т. Туризм и все о туризме [Текст] / М. Т. Пурелиани // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма в современных условиях: материалы ХI Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14–16 апреля 2021 года. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2021. – С. 324–326.
18. Усенко, Я. Г. Контекстная реклама как инструмент эффективного продвижения услуг туристической компании [Текст] / Я. Г. Усенко // Финансовый бизнес. – 2022. – № 8(230). – С. 39–44.
19. Урусов, С. Г. Деловой туризм как перспективное направление развития туризма регионов [Текст] / С. Г. Урусов // Научный Лидер. – 2021. – № 32(34). – С. 72–74.
20. Зайцев, Ю. К. Россия на международном рынке туристических услуг [Текст] / Ю. К. Зайцев, О. Д. Исмагилова // Экономическое развитие России. – 2020. – Т. 27, № 1. – С. 38–46.
21. Хербез, В. O формировании туристско-рекреационных кластеров в условиях историко-природных заповедников (на примере Скадарского озера в Черногории) [Текст] / В. Хербез // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. – 2021. – № 4. – С. 46–52.
22. Трофимов, А. А. Всемирная торговая организация в регулировании туристических услуг [Текст] / А. А. Трофимов // Гостиничное дело. – 2023. – № 11. – С. 692–703.
23. Сушкова, Н. С. Неконгруэнтность туристических услуг [Текст] / Н. С. Сушкова // Астраханский вестник экологического образования. – 2022. – № 5(71). – С. 104–110. – DOIhttps://doi.org/10.36698/2304-5957-2022-5-104-110.
24. Панжиева, Н. Н. Факторы повышения конкурентоспособности и качества туристических услуг в регионе [Текст] / Н. Н. Панжиева // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 9(134). – С. 1425–1428.
25. Моковецкая, Е. Г. Влияние blockchain-технологии на международный рынок туристических услуг [Текст] / Е. Г. Моковецкая // Тенденции экономического развития в XXI веке: материалы IV Международной научно-практической конференции, Минск, 01 марта 2022 года. – Минск : Белорусский государственный университет, 2022. – С. 411–414.
26. Абдулхаирова, Э. М. Пути повышения конкурентоспособности предприятия на региональном рынке туристических услуг [Текст] / Э. М. Абдулхаирова, З. А. Чулакчи // Концепция развития и эффективного использования научного потенциала общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Калуга, 19 мая 2020 года. Часть 2. – Калуга : ОМЕГА САЙНС, 2020. – С. 83–84.
27. Доманова, Э. И. Место России на мировом рынке туристических услуг [Текст] / Э. И. Доманова, Д. Н. Шапкина // Образование. Наука. Производство: сборник докладов XIV Международного молодежного форума, Белгород, 13–14 октября 2022 года. Том 17. – Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2022. – С. 223–227.