КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты изучения, обобщения и систематизации трудов зарубежных и отечественных экономистов, посвященных проблеме исследования конкурентоспособности организаций с позиций различных научно-методических подходов в определенных временных периодах. Особое внимание уделено рассмотрению методик оценки конкурентоспособности гостиничных организаций, обладающих специфическими особенностями функционирования на рынке сервисных услуг, что вызывает необходимость адаптации имеющихся методик и методов к особенностям деятельности данных организаций для обеспечения комплексного, системного, дифференцированного подхода к проведению исследования. В ходе критического анализа рассмотренных методик и методов оценки конкурентоспособности организаций, в том числе в сфере гостиничной индустрии, определена сущность и последовательность проведения исследований, выявлены основные достоинства и недостатки предлагаемых методик и определена сфера их применения в практике деятельности организаций. В заключительной части по результатам исследования сформулированы обобщающие выводы о применимости рассмотренных методик оценки конкурентоспособности в аналитической деятельности гостиничных организаций и необходимости их адаптации к современным условиям внешней и внутренней среды, трендам развития экономики и общества, отраслевой специфики функционирования организаций в сфере гостиничной индустрии.

Ключевые слова:
конкурентоспособность, гостиничные организации, методики оценки, матричные методы, продуктовые методы, интегральная оценка, комплексный подход
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Жданова, Е. С. Анализ современных методов определения конкурентоспособности предприятий [Текст] / Е. С. Жданова // Вестник экономической науки Украины. – 2018. – № 1(34). – С. 195–199.

2. Пономарев, К. И. Методика оценки конкурентоспособности [Текст] / К. И. Пономарев // Вестник магистратуры. – 2019. – № 7-2(94). – С. 122–125.

3. Тебуева, С. В. Оценка стратегических альтернатив: матрица Маккинзи [Текст] / С. В. Тебуева // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – Т. 3, № 4(21). – С. 354–356.

4. Ягунова, Н. А. Оценка конкурентного окружения предприятия с использованием модели пяти сил Майкла Портера [Текст] / Н. А. Ягунова, М. В. Смагина, Д. А. Иванов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2014. – № 4(53). – С. 70–73.

5. Porter, M. The Five Competitive Forces That Shape Strategy [Text] / M. Porter // Harvard business review. – 2008. – Vol. 86. – Pp. 78–93.

6. Братенкова, Т. М. Методика маркетингового анализа среды функционирования предприятия с учетом экологической компоненты [Текст] / Т. М. Братенкова, Э. Г. Чурлей // Труды БГТУ. Экономика и управление. – 2015. – № 7. – С. 227–232.

7. Кардаполова, А. С. Разработка методики оценки внешней среды деятельности организации [Текст] / А. С. Кардаполова, Н. Н. Терещенко // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 12 (ч. 4). – С. 1051–1056.

8. Иванова, Т. О. Оценка влияния факторов внешней среды на деятельность государственной организации лесной отрасли [Текст] / Т. О. Иванова // Экономика и эффективность организации производства. – 2020. – № 32. – С. 14–18.

9. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок [Текст] / Ж. Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 928 с.

10. Калугин, Т. Р. Анализ моделей ADL (p, g), используемых для описания связей между временными рядами [Текст] / Т. Р. Калугин, А. К. Ким, Д. А. Петрусевич // Российский технологический журнал. – 2020. – № 8(2). – С. 7–22.

11. Особенности оценки конкурентоспоосбности фирмы на рынке туристких услуг [Текст] / М. М. Имамутдинов, Р. Р. Хакимова, Э. А. Абдрафикова // Казанский вестник молодых ученых. – 2019. – Т. 3, № 5. – С. 168–172.

12. Бурханов, М. И. Анализ внешней и внутренней среды как инструмент оценки стратегических перспектив бизнеса торгового предприятия [Текст] / М. И. Бурханов // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2021. – № 2-1. – С. 132–137.

13. Королева, М. С. Методы анализа и оценки внешней среды предприятия [Текст] / М. С. Королева, А. В. Селезнёва // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 85-6. – С. 138–140.

14. Мурзич, И. К. Количественно-качественная оценка факторов внешней и внутренней среды на основе SWOT-анализа [Текст] / И. К.Мурзич // Новости науки и технологий. – 2019. – № 1(48). – С. 15–25.

15. Кулеша, А. Д. PEST-анализ как метод оценки факторов внешней среды, влияющих на деятельность предприятий молокоперерабатывающей промышленности республики Беларусь [Текст] / А. Д. Кулеша // Сельское хозяйство – проблемы и перспективы: сборник научных трудов. – Гродно, 2021. – С. 134–142.

16. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность – цель реформирования экономики России [Текст] / Р. А. Фатхутдинов // Наука и промышленность России. – 2012. – № 1. – С. 44–48.

17. Сальников, Ю. Ю. Современные подходы к оценке конкурентоспособности организаций на основе субъектного подхода [Текст] / Ю. Ю. Сальников, Н. Н. Терещенко // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 5 (ч. 1). – С. 85–92.

18. Проблемы и тенденции развития сферы услуг в условиях цифровизации: монография [Текст] / Ю. Л. Александров, Т. Ю. Анопченко, Т. Г. Бутова [и др.]; под ред. Ю. Ю. Сусловой. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2023. – 260 с.

19. Турбаба, М. В. Оценка конкурентоспособности методом средней геометрической взвешенной на примере фармацевтического предприятия [Текст] / М. В. Турбаба, Е. П. Мельникова // Актуальные вопросы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты: сборник по материалам Четвертой международной научно-практической конференции, Горловка, 29 марта 2019 г. – Донецк : Донецкий национальный технический институт, 2019. – С. 453–458.

20. Шевченко, Е. В. Научно-методический инструментарий оценивания конкурентоспособности туристско-рекреационных предприятий [Текст] / Е. В. Шевченко // Science Time. – 2015. – № 5(17). – С. 512–518.

21. Обуховская, А. Н. Адаптивная методика оценки конкурентоспособности туристических предприятий [Электронное издание] / А. Н. Обуховская, О. И. Радина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (ч. 1). – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20350 (дата обращения: 18.02.2023)

22. Алёшин, А. А. Весомость показателя безопасности в оценке конкурентоспособности гостиниц [Текст] / А. А. Алёшин // Вестник РМАТ. – 2018. – № 2. – С. 153–158.

23. Лычагина, А. А. Анализ и оценка конкурентоспособности гостиничного предприятия на примере оздоровительного комплекса [Текст] / А. А. Лычагина // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2021. – Вып. 15, № 2. – С. 144–151.

24. Малинина, О. Ю. Применение инструментов бенчмаркинга в процессе оценки конкурентоспособности гостиничных предприятий [Текст] /О. Ю. Малинина, А. В. Федоркова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 5-2(95). – С. 108–112.

25. Васильева, Е. А. Обоснование параметров смешанной модели оценки конкурентоспособности услуг предприятий сферы гостеприимства [Текст] / Е. А. Васильева, С. А. Васильев // Индустриальная экономика. – 2022. – Вып. 2, № 2. – С. 132–138.

26. Бодрова, Е. Г. Анализ конкурентоспособности услуг гостиничных предприятий с помощью параметрического метода [Текст] / Е. Г. Бодрова, А. Д. Инюкина // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2021. – Вып. 23, № 4. – С. 113–126.

27. Асаул, В. В. Оценка конкурентоспособности организаций в условиях цифровой экономики [Текст] / В. В. Асаул, В. А. Кощеев, Ю. А. Цветков // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 533–548.

28. Капустина, Л. М. Оценка цифровой конкурентоспособности промышленных предприятий [Электронное издание] / Л. М. Капустина, А. С. Миколенко, Г. С. Тимохина // Цифровые модели и решения. – 2022. – № 3. – URL: https://usue-journal.ru/ru/vypuski-2022/44-russkij-yazyk/tsmir/2/368-otsenka-tsifrovoj-konkurentosposobnosti-promyshlennykh-kompanijм (дата обращения: 18.10.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?