Краноярск, Красноярский край, Россия
Красноярск, Россия
Красноярск, Красноярский край, Россия
УДК 339.138 Маркетинг
УДК 004.04 Ориентация процесса обработки данных
Рассмотрена особенность применения цифрового инструментария на отраслевом рынке сферы услуг, адаптированного под задачи субъектов рыночных отношений. Описаны решения использования сервисов и мобильных приложений в качестве инструментов кооперационно-сетевых взаимодействий между субъектами рынка товаров и услуг фармацевтической отрасли. Авторы приходят к выводу, что цифровые технологии и онлайн-активность в обществе изменили поведение участников рынка, а это привело к появлению новых вызовов экономическим агентам рыночных отношений. Современный инструментарий рыночных отношений предопределил эволюцию перехода к цифровизации бизнеса в стремлении формировать новые каналы сбыта и коммуникаций с конечными потребителями, совершенствуя ценностное предложение на основе изучения потребительского опыта. Дано обоснование актуальности оптимизации бизнес-процессов с использованием мобильных приложений в условиях кооперационно-сетевых взаимодействий. Представлена действующая модель партнерской стратегии развития, имеющая признаки кооперационно-сетевого взаимодействия (КСВ), на примере крупнейших фармдистрибьюторов России. Показано, что активные субъекты рынка в условиях КСВ осознанно координируют свои действия с возможностью использовать индивидуальные преимущества и нивелировать слабые стороны каждого участника. Разработка и внедрение мобильных приложений и сервисов для управления множеством бизнес-процессов ведет к формированию новых бизнес-моделей, проявляющих свою эффективность на практике. Показано, что комплексное использование мобильных приложений как инструмента формирования взаимодействий участников рынка несет экономическую выгоду для всех их типов: производителей, дистрибьюторов, логистов, розницы и др., формируя дополнительные преимущества и удобство пользования услугой конечному бенефициару − рядовому потребителю.
мобильные приложения, фармацевтический рынок, кооперационно-сетевое взаимодействие, цифровизация бизнес-процессов, омниканальность, цифровой маркетинг
1. Доля отечественного ПО в госкомпаниях к 2024 году превысит 70% [Электронный ресурс]. – URL: https://spmag.ru/news/dolya-otechestvennogo-po-vgoskompaniyah-k-2024-godu-prevysit-70 (дата обращения: 19.02.2024).
2. Калмыков, А. Н. Сравнительный анализ отечественных программных продуктов для бизнес-моделирования [Электронный ресурс] / А. Н. Калмыков // Огарев-Online. – 2019. – № 7(128). – URL: https://journal.mrsu.ru/arts/sravnitelnyj-analiz-otechestvennyx-programmnyx-produktov-dlya-biznes-modelirovaniya (дата обращения: 19.02.2024).
3. Мобильные приложения [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ratingruneta.ru/abc-moblile/mobile-apps-native-vshtml5-vs-hybrid/ (дата обращения: 17.02.2024).
4. Виды мобильных приложений [Электронный ресурс]. – URL: http://unlimsoft.com/native (дата обращения: 18.02.2024).
5. Кемп, С. Цифровые технологии 2020: глобальный цифровой обзор [Электронный ресурс]. – URL: https://datareportal.com/reports/digital-2020-global-digital-overview (дата обращения: 19.02.2024).
6. Глобальный статистический отчет Guly Digital 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.byyd.me/ru/blog/2023/08/datareportal-digital-july/ (дата обращения: 05.03.2024).
7. Приложения по всему миру. Статистика, прогноз рынка [Электронный ресурс]. – URL: https://www.statista.com/outlook/dmo/app/worldwide (дата обращения: 06.03.2024).
8. Вай Лай, И. К. Влияние привлекательности контента, доверия к контенту и вовлеченности в социальные сети на принятие пользователями размещения продукта в мобильных социальных сетях [Текст] / И. К. Вай Лай, Ю. Лю // Журнал теоретических и прикладных исследований электронной коммерции. – 2020. – Т. 15, № 3. – С. 1–19.
9. Самые популярные приложения для обмена сообщениями в 2023 году [Электронный ресурс]. – URL: https://www.similarweb.com/blog/research/market-research/worldwide-messaging-apps/ (дата обращения: 02.03.2024).
10. Эдмундс, Р. После 2020 года: обеспечение стратегической согласованности в новой экономике здравоохранения [Электронный ресурс] / Р. Эдмундс, Дж. Пизани, Д. Стрэнг, М. Сваник. – URL: https://www.pwc.com/vn/en/industries/assets/beyond-2020.pdf (дата обращения: 06.03.2024).
11. Кравченко, Н. А. Российские фармацевтические компании: бизнес-модели лидеров рынка [Текст] / Н. А. Кравченко, А. Т. Юсупова // Вопросы экономики. – 2019. – № 8. – С. 127–138. DOI:https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-8-127-138.
12. Родионова, А. Ю. Особенности дистрибуции фармацевтической продукции в России [Текст] / А. Ю. Родионова // Экономика и бизнес: Теория и практика. – 2021. – № 4-2 (74). – С. 110–115.
13. ФЗ № 61 «Об обращении лекарственных средств» [Электронный ресурс]. – URL: https://77.rospotrebnadzor.ru (дата обращения: 14.02. 2024).
14. Онлайн-продажи лекарств упали впервые за последние годы – Ведомости [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/05/29/ 977326-onlain-prodazhi-lekarstv-upali-vpervie-za-godi (дата обращения: 14.02.2024).
15. Маркетинг фармацевтического бренда. Как эффективно продвигать препараты с помощью маркетинговых исследований? [Электронный ресурс]. – URL: https://topfacemedia.com/blog/marketing-farmacevticheskogo-brenda-prodvizhenie-lekarstvennyh-preparatov (дата обращения: 07.03.2024).
16. Цифровой маркетинг в фармации: перспективы и результаты [Текст] / Н. Б. Дремова, Т. Г. Афанасьева, Н. И. Афанасьева, В. В. Чеботок // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». – 2021. – Т. 23, № 3. – С. 80–87.
17. Колесник, В. В. Ресурсы Сибири в формировании сегментов продуктов нового поколения (на примере рынка специализированного адаптивного спортивного питания) [Текст] / В. В. Колесник, Д. С. Гуц, Е. В. Щербенко // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 5 (часть 2). – С. 208–213.
18. Акционерное общество «Группа ДСМ». Годовой отчет «Фармацевтический рынок России 2020». [Электронный ресурс]. – URL: https://dsm.ru/docs/analytics/2020_Report_rus.pdf (дата обращения: 09.03.2024).
19. Фармацевтический рынок России 2021: влияние пандемии и стратегии развития – аналитические материалы Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» [Электронный ресурс]. – URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/farmatsevticheskiy-rynok-rossii-2021-vliyanie-pandemii-i-strategii-razvitiya/ (дата обращения: 11.03.2024).
20. Тадтаев, Г. ОНФ сообщил Путину об отсутствии лекарства от COVID-19 в 85% аптек / Г. Тадтаев. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/society/18/11/ 2020/5fb50d7d9a7947137845a3ee (дата обращения: 13.02.2024.)
21. Кузьмин, В. Правительство утвердило правила дистанционной продажи лекарств [Электронный ресурс] / В. Кузьмин // Российская газета (от 18.05.2020). – URL: https://rg.ru/2020/05/18/pravitelstvo-utverdilo-pravila-distancionnoj-prodazhi-lekarstv.html (дата обращения: 14.02.2024).
22. Определение омниканальности (Википедия) [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Омниканальность (дата обращения: 17.03.2024).
23. Кудашева, С. А. Современные маркетинговые коммуникации: тенденции и перспективы [Текст] / С. А. Кудашева // Управление экономическими системами. – 2017. – № 7(101). – С. 6–11.
24. Топ 10 BPM-систем – обзор и сравнение [Электронный ресурс]. – URL: https://softfinder.ru/articles/luchshie-bpm-sistemy (дата обращения: 14.03.2024).
25. По материалам XXII ежегодной конференции АСНА «Фармацевтический вестник» [Электронный ресурс]. – URL: https://pharmvestnik.ru/content/articles/ASNA-predstavila-partnerskuu-strategiu-razvitiya.html (дата обращения: 15.03.2024).
26. Кооперационно-сетевые взаимодействия как ресурс самоорганизации и достижения качественных результатов [Текст] : монография / В. В. Куимов, Ю. Ю. Суслова, Е. В. Щербенко [и др.]. – Москва: ИНФРА-М, Красноярск : СФУ, 2019. – 224 с.