ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КООПЕРАЦИОННО-СЕТЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ НА РЫНКАХ УСЛУГ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрена особенность применения цифрового инструментария на отраслевом рынке сферы услуг, адаптированного под задачи субъектов рыночных отношений. Описаны решения использования сервисов и мобильных приложений в качестве инструментов кооперационно-сетевых взаимодействий между субъектами рынка товаров и услуг фармацевтической отрасли. Авторы приходят к выводу, что цифровые технологии и онлайн-активность в обществе изменили поведение участников рынка, а это привело к появлению новых вызовов экономическим агентам рыночных отношений. Современный инструментарий рыночных отношений предопределил эволюцию перехода к цифровизации бизнеса в стремлении формировать новые каналы сбыта и коммуникаций с конечными потребителями, совершенствуя ценностное предложение на основе изучения потребительского опыта. Дано обоснование актуальности оптимизации бизнес-процессов с использованием мобильных приложений в условиях кооперационно-сетевых взаимодействий. Представлена действующая модель партнерской стратегии развития, имеющая признаки кооперационно-сетевого взаимодействия (КСВ), на примере крупнейших фармдистрибьюторов России. Показано, что активные субъекты рынка в условиях КСВ осознанно координируют свои действия с возможностью использовать индивидуальные преимущества и нивелировать слабые стороны каждого участника. Разработка и внедрение мобильных приложений и сервисов для управления множеством бизнес-процессов ведет к формированию новых бизнес-моделей, проявляющих свою эффективность на практике. Показано, что комплексное использование мобильных приложений как инструмента формирования взаимодействий участников рынка несет экономическую выгоду для всех их типов: производителей, дистрибьюторов, логистов, розницы и др., формируя дополнительные преимущества и удобство пользования услугой конечному бенефициару − рядовому потребителю.

Ключевые слова:
мобильные приложения, фармацевтический рынок, кооперационно-сетевое взаимодействие, цифровизация бизнес-процессов, омниканальность, цифровой маркетинг
Список литературы

1. Доля отечественного ПО в госкомпаниях к 2024 году превысит 70% [Электронный ресурс]. – URL: https://spmag.ru/news/dolya-otechestvennogo-po-vgoskompaniyah-k-2024-godu-prevysit-70 (дата обращения: 19.02.2024).

2. Калмыков, А. Н. Сравнительный анализ отечественных программных продуктов для бизнес-моделирования [Электронный ресурс] / А. Н. Калмыков // Огарев-Online. – 2019. – № 7(128). – URL: https://journal.mrsu.ru/arts/sravnitelnyj-analiz-otechestvennyx-programmnyx-produktov-dlya-biznes-modelirovaniya (дата обращения: 19.02.2024).

3. Мобильные приложения [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ratingruneta.ru/abc-moblile/mobile-apps-native-vshtml5-vs-hybrid/ (дата обращения: 17.02.2024).

4. Виды мобильных приложений [Электронный ресурс]. – URL: http://unlimsoft.com/native (дата обращения: 18.02.2024).

5. Кемп, С. Цифровые технологии 2020: глобальный цифровой обзор [Электронный ресурс]. – URL: https://datareportal.com/reports/digital-2020-global-digital-overview (дата обращения: 19.02.2024).

6. Глобальный статистический отчет Guly Digital 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.byyd.me/ru/blog/2023/08/datareportal-digital-july/ (дата обращения: 05.03.2024).

7. Приложения по всему миру. Статистика, прогноз рынка [Электронный ресурс]. – URL: https://www.statista.com/outlook/dmo/app/worldwide (дата обращения: 06.03.2024).

8. Вай Лай, И. К. Влияние привлекательности контента, доверия к контенту и вовлеченности в социальные сети на принятие пользователями размещения продукта в мобильных социальных сетях [Текст] / И. К. Вай Лай, Ю. Лю // Журнал теоретических и прикладных исследований электронной коммерции. – 2020. – Т. 15, № 3. – С. 1–19.

9. Самые популярные приложения для обмена сообщениями в 2023 году [Электронный ресурс]. – URL: https://www.similarweb.com/blog/research/market-research/worldwide-messaging-apps/ (дата обращения: 02.03.2024).

10. Эдмундс, Р. После 2020 года: обеспечение стратегической согласованности в новой экономике здравоохранения [Электронный ресурс] / Р. Эдмундс, Дж. Пизани, Д. Стрэнг, М. Сваник. – URL: https://www.pwc.com/vn/en/industries/assets/beyond-2020.pdf (дата обращения: 06.03.2024).

11. Кравченко, Н. А. Российские фармацевтические компании: бизнес-модели лидеров рынка [Текст] / Н. А. Кравченко, А. Т. Юсупова // Вопросы экономики. – 2019. – № 8. – С. 127–138. DOI:https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-8-127-138.

12. Родионова, А. Ю. Особенности дистрибуции фармацевтической продукции в России [Текст] / А. Ю. Родионова // Экономика и бизнес: Теория и практика. – 2021. – № 4-2 (74). – С. 110–115.

13. ФЗ № 61 «Об обращении лекарственных средств» [Электронный ресурс]. – URL: https://77.rospotrebnadzor.ru (дата обращения: 14.02. 2024).

14. Онлайн-продажи лекарств упали впервые за последние годы – Ведомости [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/05/29/ 977326-onlain-prodazhi-lekarstv-upali-vpervie-za-godi (дата обращения: 14.02.2024).

15. Маркетинг фармацевтического бренда. Как эффективно продвигать препараты с помощью маркетинговых исследований? [Электронный ресурс]. – URL: https://topfacemedia.com/blog/marketing-farmacevticheskogo-brenda-prodvizhenie-lekarstvennyh-preparatov (дата обращения: 07.03.2024).

16. Цифровой маркетинг в фармации: перспективы и результаты [Текст] / Н. Б. Дремова, Т. Г. Афанасьева, Н. И. Афанасьева, В. В. Чеботок // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». – 2021. – Т. 23, № 3. – С. 80–87.

17. Колесник, В. В. Ресурсы Сибири в формировании сегментов продуктов нового поколения (на примере рынка специализированного адаптивного спортивного питания) [Текст] / В. В. Колесник, Д. С. Гуц, Е. В. Щербенко // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 5 (часть 2). – С. 208–213.

18. Акционерное общество «Группа ДСМ». Годовой отчет «Фармацевтический рынок России 2020». [Электронный ресурс]. – URL: https://dsm.ru/docs/analytics/2020_Report_rus.pdf (дата обращения: 09.03.2024).

19. Фармацевтический рынок России 2021: влияние пандемии и стратегии развития – аналитические материалы Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» [Электронный ресурс]. – URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/farmatsevticheskiy-rynok-rossii-2021-vliyanie-pandemii-i-strategii-razvitiya/ (дата обращения: 11.03.2024).

20. Тадтаев, Г. ОНФ сообщил Путину об отсутствии лекарства от COVID-19 в 85% аптек / Г. Тадтаев. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/society/18/11/ 2020/5fb50d7d9a7947137845a3ee (дата обращения: 13.02.2024.)

21. Кузьмин, В. Правительство утвердило правила дистанционной продажи лекарств [Электронный ресурс] / В. Кузьмин // Российская газета (от 18.05.2020). – URL: https://rg.ru/2020/05/18/pravitelstvo-utverdilo-pravila-distancionnoj-prodazhi-lekarstv.html (дата обращения: 14.02.2024).

22. Определение омниканальности (Википедия) [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Омниканальность (дата обращения: 17.03.2024).

23. Кудашева, С. А. Современные маркетинговые коммуникации: тенденции и перспективы [Текст] / С. А. Кудашева // Управление экономическими системами. – 2017. – № 7(101). – С. 6–11.

24. Топ 10 BPM-систем – обзор и сравнение [Электронный ресурс]. – URL: https://softfinder.ru/articles/luchshie-bpm-sistemy (дата обращения: 14.03.2024).

25. По материалам XXII ежегодной конференции АСНА «Фармацевтический вестник» [Электронный ресурс]. – URL: https://pharmvestnik.ru/content/articles/ASNA-predstavila-partnerskuu-strategiu-razvitiya.html (дата обращения: 15.03.2024).

26. Кооперационно-сетевые взаимодействия как ресурс самоорганизации и достижения качественных результатов [Текст] : монография / В. В. Куимов, Ю. Ю. Суслова, Е. В. Щербенко [и др.]. – Москва: ИНФРА-М, Красноярск : СФУ, 2019. – 224 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?