Донецк, Россия
Донецк, Россия
Донецк, Россия
УДК 339.137.2 Конкуренция
Изучены направления роста конкурентоспособности предприятий кондитерской отрасли с использованием искусственного интеллекта и нейросетей. Предложен научно-методический подход к управлению конкурентоспособностью производителей кондитерских изделий, включающий семь основных этапов: постановка цели, анализ конкурентной среды, выбор методов оценки конкурентоспособности, выявление конкурентных преимуществ, разработка стратегического портфеля, формирование программы мероприятий, направленных на совершенствование конкурентоспособности предприятия через внедрение инновационных решений, и оценка рисков. По предложенной схеме проведен анализ конкурентоспособности предприятий, рассчитаны показатели отраслевой концентрации и интенсивности конкуренции. Это позволило обосновать диалектическую связь между конкурентоспособностью предприятия и экономическим развитием Донецкой Народной Республики. Проанализированы направления, способствующие улучшению позиций предприятий на рынке, включая модернизацию производственных процессов, развитие инноваций, улучшение качества продукции и маркетинговых стратегий. Показаны факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий, и выдвинуты предложения по решению проблем. Сделаны выводы о необходимости разработки и реализации конкретных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятий в условиях современного состояния экономики региона.
конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, стратегия, цель, эффективность, оценка конкурентоспособности
1. Воронов, Д. С. Динамическая концепция управления конкурентоспособностью предприятия: монография [Текст] / Д. С. Воронов. – Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 316 с.
2. Азанов, Б. К. Понятие и сущность конкурентоспособности организаций [Текст] / Б. К. Азанов, А. Е. Бугаев, К. Э. Эдилов // Актуальные проблемы естественных и технических наук: сборник статей межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25 июня 2021 года. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021. – С. 51–58. – EDN DQGLQW.
3. Ежова, В. А. Методы оценки и прогнозирования конкурентоспособности предприятий [Текст] / В. А. Ежова. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. – 38 c.
4. Кузьменко, О. В. Конкурентный анализ как элемент стратегического управления [Текст] / О. В. Кузьменко, Д. С. Чернышов, К. Н. Задорожная // МНИЖ. – 2019. – № 11-1(89). – С. 170–175.
5. Сафиуллин, Н. З. Управление конкурентоспособностью предприятий: монография [Текст] / Н. З. Сафиуллин, Л. Н. Сафиуллин. – Казань : Издательство Казанского университета, 2008. – 189 с.
6. Смирнов, Е. Н. Анализ особенностей конкуренции в отрасли производства кондитерской продукции [Текст] / Е. Н. Смирнов, А. А. Капустина // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2017. – № 6. – С. 55–60. – EDN YHMTGL.
7. Терешина, Н. П. Конкурентоспособность продукции и организации [Текст] / Н. П. Терешина, И. А. Рахимянова. – Москва: Российский университет транспорта (МИИТ), 2017. – 129 c.
8. Хусаинова, Е. А. Конкурентоспособность предприятия [Текст] / Е. А. Хусаинова, А. А. Фахрутдинова // Научный журнал. – 2019. – № 4(38). – С. 21–22.
9. Шишлонова, А. А. Конкурентоспособность предприятия: принципы и методы оценки [Текст] / А. А. Шишлонова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 1-2. – С. 99–104.
10. Волотовская, А. О. Современные подходы к определению дефиниции конкурентоспособности [Текст] / А. О. Волотовская, С. М. Баранцева // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. – 2023. – Т. 13, № 1(41). – С. 5–10. – EDN DHWCHG.
11. Королев, Д. А. Теоретические подходы к исследованию конкурентоспособности организации [Текст] / Д. А. Королев // Алтайский вестник Финансового университета. – 2019. – № 4. – С. 147–152.
12. Данина, Д. В. Конкурентоспособность предприятия: сущность и методы оценки [Текст] / Д. В. Данина, Н. В. Климова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 11-2. – С. 71–73.
13. Чернышева, О. Г. Экономическая конкурентоспособность организации [Электронный ресурс] / О. Г. Чернышева, Л. А. Семина, А.В. Рукович // МНИЖ. – 2023. – № 1(127). – URL: https://research-journal.org/archive/1-127-2023-january (дата обращения: 16.05.2024).
14. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. – Москва : Маркетинг, 2002. – С. 217–220.
15. Половникова, Н. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и оценка [Текст] / Н. А. Половникова, М. С. Блохин // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 5-3(99). – С. 23–26.– EDN DZIAOA.
16. Смирнов, Е. Н. Сравнительный анализ особенностей развития конкуренции в кондитерской отрасли России и Украины / Е. Н. Смирнов, А. А. Капустина // Конкурентоспособность субъектов хозяйствования в условиях новых вызовов внешней среды: проблемы и пути их решения: сборник материалов XX Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 17 апреля 2017 года. – Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2017. – С. 314–321. – EDN ZEWZDZ.
17. Решетов, В. В. Методические подходы к анализу конкурентных преимуществ предприятия в рыночной среде [Текст] / В. В. Решетов // Экономический анализ: теория и практика. – 2005. – № 15(48). – С. 27–37. – EDN HYHRSV.
18. Даниленко, М. И. Оценка конкурентоспособности предприятия [Текст] / М. И. Даниленко // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 4(39). – С. 152–162.
19. Дымова, И. А. Использование положительного опыта деятельности европейских кондитерских для повышения конкурентоспособности предприятий России [Текст] / И. А. Дымова, Н. В. Устенко // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Оренбург, 20–21 мая 2021 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2021. – С. 781–786. – EDN DIYAQM.
20. Агаркова, В. А. Возможность применения зарубежного опыта для развития кондитерской промышленности донецкого региона [Текст] / В. А. Агаркова // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» – 2020. – Т. 3, № 12. – С. 6–10. – EDN EXHTEV.
21. Никитюк, Е. В. Стратегические ориентиры повышения конкурентоспособности ООО «Лаконд» в современных условиях развития Донецкой Народной Республики [Текст] / Е. В. Никитюк, С. М. Баранцева // Экономика и управление: взгляд молодых исследователей: материалы Республиканской студенческой научно-практической конференции, 28 марта 2024 года, Донецк. – 2024. – С. 95–97.
22. Савенкова, И. В. Методический подход к комплексной оценке конкурентных преимуществ рыночного субъекта в условиях действующего механизма конкуренции [Текст] / И. В. Савенкова // Известия Сочинского государственного университета. – 2012. – № 3(21) – С. 31.– EDN PVEYCD.
23. Карпов, А. Стратегический анализ: официальный сайт консалтинговой Компании РиК [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rik-company.ru (дата обращения: 16.05.2024).
24. Исследование отдельных подходов к оценке конкурентоспособности предприятия [Текст] / С. О. Медведев, М. О. Позднякова, М. А. Зырянов, Ю. А. Безруких // Московский экономический журнал. – 2023. – №1. – С. 268–281.
25. Афоничкина, Е. А. Анализ и оценка конкурентных преимуществ предприятия [Текст] / Е. А. Афоничкина, Н. П. Бахарев, А. Лихацкая // Вестник ВУиТ. – 2009. – № 17. – С. 120–128.