Донецк, Россия
Донецк, Россия
УДК 338.46 Сфера услуг. Экономика сферы услуг
В условиях цифровизации социально-экономических систем особую актуальность приобретает ценообразование как ключевой стратегический императив экономического развития предприятий в сфере электронной коммерции. Это обусловлено вызовами четвертой промышленной революции, масштабы и сложность трансформаций которой будeт принципиально новыми, незнакомыми человечеству. Постепенно информационно-коммуникационные технологии изменили устоявшиеся модели ведения бизнеса во всех сферах и отраслях, способствовали возникновению инновационных направлений предпринимательской деятельности, которая осуществляется исключительно на основе использования таких технологий. В современном мире активное использование указанных технологий является неотъемлемой составляющей обеспечения конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности, роста их потенциала, что играет важную роль и в развитии экономики страны. С целью обоснования стратегических мер экономического развития предприятий электронной коммерции в России выделены базовые детерминанты самой системы, внедрение которых позволяет активизировать предпринимательскую деятельность в этой сфере. Обоснованы концептуальные положения обеспечения и сформулированы стратегические императивы экономического развития предприятий в сфере электронной коммерции, одним из которых выделено содействие и поддержка цифровой трансформации процессов ценообразования. Аргументированы значение и роль цифрового ценообразования в электронной коммерции. Рассмотрены ключевые модели цифрового ценообразования, обоснованы условия их применения на предприятиях.
ценообразование, цифровое ценообразование, стратегический императив, предпринимательская деятельность, экономическое развитие, система электронной коммерции, предприятия электронной коммерции
1. Богомаз, Е. В. Развитие электронной коммерции в условиях цифровизации мировой экономики [Текст] / Е. В. Богомаз // Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. – 2024. – № 1. – С. 117–132.
2. Вострикова, Е. О. Перспективы развития электронного коммерции в России в условиях цифровизации экономики [Текст] / Е. О. Вострикова, А. П. Мешкова // Новые технологии. – 2021. – Т. 17, № 3. – С. 86–94.
3. Гарнов, А. П. Развитие электронной коммерции: роль платежных систем в современных онлайн-трендах [Электронный ресурс] / А. П. Гарнов, Б. А. Турсунов // Российский экономический интернет-журнал. – 2024. – URL: https://www.e-rej.ru/upload/iblock/5ff/g2l9za0l5c7u130qnuhsgcevnhl8vd8l.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
4. Муртузалиева, С. Ю. Проблемы развития электронной коммерции в России [Текст] / С. Ю. Муртузалиева, Ф. А. Демчук // Горизонты экономики. – 2024. – № 1(81). – С. 13–17.
5. Донец, Л. И. Регуляторные механизмы ценовой политики: регионально-отраслевой аспект [Текст] / Л. И. Донец, С. М. Баранцева // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 5(142). – С. 516–523.
6. Иваненко, А. Р. Исследование возможностей динамического ценообразования в цифровой экономике [Текст] / А. Р. Иваненко, Е. Г. Калабина // Менеджмент и предпринимательство в парадигме устойчивого развития : материалы V Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург : Уральский государственный экономический университет, 2022. – С. 70–73.
7. Шестаков, Р. Б. Динамическое ценообразование в агробизнесе [Текст] / Р. Б. Шестаков, Н. А. Яковлев // Вестник аграрной науки. – 2021. – № 5(92). – С. 166–170.
8. Дериземля, В. Е. Проблемы цифровой трансформации российской экономики [Текст] / В. Е. Дериземля, А. А. Тер-Григорьянц // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2020. – № 2(77). – С. 30–36.
9. Крупенский, Н. А. Цифровая торговля: текущее состояние и перспективы развития в России и странах-членах ЕАЭС [Текст] / Н. А. Крупенский // Торговая политика. – 2020. – № 1. – С. 15–24.
10. Михайлюк, М. В. Интернет-торговля и логистика российского e-commerce в современной фазе развития рынка: экономика роста цифровых платформ в 2020–2025 гг. [Электронный ресурс] // Экономические науки. – 2021 – № 205. – С. 69–74. – URL: https://ecsn.ru/wpcontent/uploads/202112_69.pdf.
11. Основные тенденции развития электронной коммерции в России и мире в 2023 году: ТОП-15 трендов [Электронный ресурс]. – URL: https://vc.ru/trade/620609-osnovnye-tendencii-razvitiya-elektronnoykommercii-v-rossii-i-mire-v-2023-godu-top-15- trendov?ysclid=lky73d6rwa481473710/
12. Семенова, И. С. Цифровое общество: новые вызовы [Электронный ресурс]. // Наука, образование и культура. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obschestvo-novyevyzovy/
13. Тимиргалеева, Р. Р. Цифровое предпринимательство в развитии экономики [Текст] / Р. Р. Тимиргалеева, И. Ю. Гришин // Современная научная мысль. – 2019. – № 5. – С. 182–186.
14. Удальцова, Н. Л. Цифровая трансформация и новые формы бизнеса в розничной торговле [Текст] / Н. Л. Удальцова // Экономические науки. – 2023. – № 2(219). – С. 151–158.
15. Шестернина, М. В. Интернет-торговля как элемент цифровой экономики России [Текст] / М. В. Шестернина // OPEN INNOVATION: сборник статей. – Пенза : Наука и Просвещение, 2018. – С. 214–216.
16. Василенко, Н. В. Цифровая экономика: концепции и реальность [Текст] / Н. В. Василенко // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции. – Санкт-Петербург : Политехнический университет, 2019. – 592 с.
17. Табышова, А. К. Динамическое ценообразование – стратегия эффективной ценовой политики на площадках электронной коммерции [Текст] / А. К. Табышова // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2021. – № 1. – С. 95–100.
18. Дериземля, В. Е. Инновационная деятельность предприятий малого и среднего бизнеса в условиях цифровой трансформации экономики [Текст] / В. Е. Дериземля // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2022. – № 3(90). – С. 66–72.
19. Позжаева, Т. В. Развитие предпринимательских структур сферы услуг на основе цифровых платформ [Текст] / Т. В. Позжаева // Инновационная парадигма экономических механизмов хозяйствования: сборник научных трудов. – Симферополь : Типография «Ариал», 2022. – С. 350–353.
20. Цифровая трансформация: ожидания и реальность: доклады к XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. [Текст] / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, М. А. Гершман, Л. М. Гохберг и др.; руководитель авторского коллектива П. Б. Рудник; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2022. – C. 9–10.
21. Аузан, А. А. Цифровая экономика как экономика: институциональные тренды [Текст] / А. А. Аузан // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2019. – № 6. – С. 12–19.
22. Иваненко, А. Р. Модели ценообразования в ритейле в эпоху цифровизации [Текст] / А. Р. Иваненко, Е. Г. Калабина // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 12-1. – С. 93–98.
23. Позжаева, Т. В. Динамическое ценообразование на предприятиях сферы услуг в условиях цифровой трансформации [Текст] / Т. В. Позжаева // Торговля и рынок. – 2022. – Т. 2, № 4-1(64). – С. 93–98.