Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены законодательные основы цифровизации образования в странах-участницах Евразийского экономического союза, выявлены сходства и различия их формирования. Установлена целесообразность применения интеграционного подхода при разработке законодательных актов с целью формирования единого правового евразийского цифрового образовательного пространства. Проведен анализ текущего состояния образования стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях цифровизации экономики по таким показателям как уровень образования, уровень охвата населения профессиональным образованием, число обучающихся в вузах, число выпускников, число обучающихся в вузах, прибывших из других стран мира, объем финансирования образования. Исследование цифровизации научно-образовательного пространства ЕАЭС позволило установить факторы, влияющие на его дальнейшее расширение: недостаточный уровень развития цифровой инфраструктуры образования; несоответствие образовательных программ потребностям рынка труда; отсутствие практикоориентированного подхода при подготовке обучающихся; наличие огромного количества вузов, осуществляющих подготовку специалистов, не удовлетворяющих Индустрии 4.0.

Ключевые слова:
образование, цифровизация, цифровое образование, Евразийский экономический союз
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Белевитин, В. А. Цифровизация образования: от становления и развития до цифровой трансформации: учебно-методическое пособие [Текст] / В. А. Белевитин. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2022. – 131 с.

2. Цифровизация как ведущая тенденция развития современного образования [Текст] / О. И. Ваганова, А. А. Полякова, Н. В. Степина [и др.] // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9., № 2. – С. 146–148.

3. Фадеева, О. А. Трансформация онлайн-курсов повышения квалификации педагогических кадров по цифровым технологиям на основе когнитивно-технологического подхода: дис. … канд. пед. наук: 5.8.2 [Текст] / Фадеева Ольга Андреевна. – Красноярск. 2022. – 130 с.

4. Владыко, А. В. Компетенции педагога для эффективной работы в цифровой образовательной среде [Текст] / А. В. Владыко // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VI Междунар. науч.-практич. конф. (Екатеринбург, 27–28 апреля 2020 г.): в 2-х томах. – Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2020. – Т. 1. – С. 263–266.

5. Минина, В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты [Текст] / В. Н. Минина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2020. – Т. 13, вып. 1. – С. 84–101. DOI: 10.21638/ spbu12.2020.106.

6. Роберт, И. В. Аксиологический подход к развитию образования в условиях цифровой парадигмы [Текст] / И. В. Роберт // Педагогическая информатика. – 2020. – № 2. – С. 89–113.

7. Роберт, И. В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования [Текст] / И. В. Роберт // Информатизация образования и науки. – 2020. – № 3(47). – С. 3–16.

8. Роберт, И. В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития [Текст] / И. В. Роберт // Инновации. – 2021. – № 16. – С. 868–876.

9. Роберт, И. В. Цифровая трансформация образования: теория и практика [Текст] / И. В. Роберт, И. Ш. Мухаметзянов, Е. В. Лопанова ; под ред. Е.В. Лопановой. – Омск: ОмГА, 2022. – 190 с.

10. Терещенко, А. Ю. Цифровая образовательная среда в разрезе онлайн – обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / А. Ю. Терещенко // Человек в цифровой реальности: технологические риски : материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. – Тверь: ТвГТУ, 2020. – С. 435–439.

11. Антонова, Д. А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений [Текст] / Д. А. Антонова, Е. В. Оспенникова, Е. В. Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2018. – №14. – С. 5–37.

12. One-to-one technology-enhanced learning: An opportunity for global research collaboration [Text] / T. Chan, J. Roschelle, S. Hsi [et al.] // Research and Practice in Technology Enhanced Learning. – 2006. – No 1(1). – Pp. 3–29.

13. Glenn, M. The future of higher education: how technology will shape learning [Text] / M. Glenn. – London : Economist Intelligence Unit, 2008. – 32 p.

14. Higgins, St. The Impact of Digital Technology on Learning: A Summary for the Education Endowment Foundation. Durham University [Electronic resource] / St. Higgins, Z. Xiao, M. Katsipataki. – 2012. – URL: https://www.academia.edu/31764995/ The_Impact_of _Digital_Technology_on_Learning_A_Summary_for_the_Education_Endowment_Foundation (Date of access: 05.05.2024).

15. Echenique, E. G. Students in higher education: Social and academic uses of digital technolog [Text] / E. G. Echenique, Molías L. M., Bullen, M. // RUSC. Universities and Knowledge Society Journal. – 2015. – No. 12(1). – Pp. 1–11. DOI:https://doi.org/10.7238/rusc.v12i1.2078.

16. Вартанова, Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография [Текст] / Е. Л. Вартанова. – Москва: МедиаМир, 2017. – 160 с.

17. Lonka, K. Innovative schools: Teaching & learning in the digital era [Текст] / K. Lonka, V. Cho. – Brussels: European Union, 2015. – 78 p.

18. Sappey, J. Dr. Digital Technology Education and its Impact on Traditional Academic Roles and Practice [Text] / J. Dr. Sappey, St. Relf // Journal of University Teaching & Learning Practice. – 2010. – No 7(1). – Pp. 1–17.

19. Dabbagh, N. Personal Learning Environments, social media, and self-regulated learning: A natural formula for connecting formal and informal learning [Text] / N. Dabbagh, A. Kitsantas // Internet and Higher Education. – 2012. – No 15. – Pp. 3–8.

20. Saykili, A. Higher education in the digital age: The impact of digital connective technologies [Text] / A. Saykili // Journal of Educational Technology & Online Learning. – 2019. – No 2(1). – Pp. 1–15.

21. Господарик, Е. Г. Роль цифровизации в интеграции научно-образовательного пространства ЕАЭС [Текст] / Е. Г. Господарик, М. М. Ковалев // Цифровая трансформация. – 2023. – Т. 29, № 1. – С. 13–22. DOI: 10.35596 /1729-7648-2023-29-1-13-22.

22. Ковалев, М. М. Образование для цифровой экономики [Текст] / М. М. Ковалев // Цифровая трансформация. – 2018. – № 1. – С. 37–42.

23. Головенчик, Г. Г. Современные тенденции цифрового реформирования образования [Текст] / Г. Г. Головенчик // Цифровая трансформация. – 2020. – № 4. – С. 5–20. DOI:https://doi.org/10.38086/2522-9613-2020-4-5-20.

24. Ковалев, М. М. Китайский опыт международного научно-технического сотрудничества и его вклад в экономику знаний [Текст] / М. М. Ковалев, Хэ Яньхай // Наука и инновации. – 2022. – Т. 232, № 6. – C. 46–52.

25. Проблемные задачи цифровизации системы высшего образования Кыргызстана [Текст] / Б. И. Бийбосунов, Ж. Т. Бексултанов, К. М. Юсупов [и др.] // Colloquium-Journal. – 2020. – № 6(58). – С. 126–129.

Войти или Создать
* Забыли пароль?