сотрудник
Красноярск, Красноярский край, Россия
Красноярск, Красноярский край, Россия
УДК 334.7 Различные формы хозяйственных организаций. Формы кооперирования и объединений. Дальнейшая детализация с помощью спец. опр. 334.0, например,
УДК 338.24 Управление экономикой
УДК 347.71 Коммерческая деятельность. Предмет коммерческой деятельности. Коммерческие предприятия. Коммерсанты. Коммерческие полномочия. Коммерческие служащие. Коммерческая бухгалтерия
УДК 332.1 Региональная экономика. Территориальная экономика
Развитие креативных индустрий в контексте социально-экономических отношений порождает необходимость осмысления креативного продукта не только как результата интеллектуального труда, но и как рыночной категории, что сопряжено со сложностью определения его ценности и субъективностью ощущаемой полезности потребителями. В статье представлены результаты исследования некоторых существующих определений, а также сложившегося у общественности понимания характеристик креативных товаров и услуг, что, по мнению авторов, расширяет представление о креативном продукте в рамках коммерческой деятельности. Исследователи подходят к осмыслению категории как с точки зрения политической экономии, делая акцент на процессуальном характере, включающем этапы производства, воспроизводства, распределения, обмена и потребления, так и с точки зрения маркетинговых моделей, указывая на такие обязательные свойства креативного продукта, как полезность, оригинальность (включая синонимы) и новизна. При этом полезность выделают как обязательную характеристику независимо от системы координат анализа. Проведенное количественное исследование, результаты которого частично изложены в настоящей статье, дало основание предположить, что полезность (польза от использования) креативных товаров и услуг не столь значима в глазах потребителей. В то же время необычность (учитывая все близкие по смыслу определения), напротив, видится опрошенными как обязательное свойство. Так, более 40% респондентов указали в ответах «необычность» и близкие по смыслу слова и менее 1% – «польза» и «полезная». На основании полученных данных было сформулировано рабочее определение креативных товаров и услуг.
креативная услуга, креативный продукт, креативная экономика, креативные индустрии, коммерческая деятельность, полезность
1. Степанов, А. А. Креативная экономика: сущность и проблемы развития [Электронный ресурс] / А. А. Степанов, М. В. Савина // УЭкС. - 2013. - № 12(60). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnaya-ekonomika-suschnost-i-problemy-razvitiya (дата обращения: 12.05.2023).
2. Бернович, П. А. Креативная экономика как способ решения текущих проблем человечества [Текст] / П. А. Бернович // Экономические и социальные проблемы России. - 2022. - № 4. - С. 16-29.
3. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее [Текст] / Р. Флорида. - Москва : Классика-XXI, 2007. - 421 с.
4. Джон Хокинс о креативном мировоззрении и человеческой экономике [Электронный ресурс] // Moscow urban forum. - 2021. - 01-21.08. - URL: https://development-2-0.ru/johnhowkins (дата обращения: 06.05.2022).
5. Лэндри, Ч. Креативный город [Текст] / Ч. Лэндри. - Москва : Классика-ХХI, 2011. - 399 с.
6. Freeman, A. Is Creation an Industry? A Constructive Critique of the Economics of the Cultural and Creative Industries [Text] / A. Freeman. - London: Metropolitan University, 2012.
7. Freeman, A. Twilight of the Machinocrats: Creative Industries, Design, and the Future of Human Labour. Handbook of the International Political Economy of Production [Text] / Freeman, A.; Pijl K. van der. (ed.). - Cheltenham : Edward Elgar, 2015. - Pp. 352-374.
8. International year of creative economy for sustainable development [Electronic resource]. UNESCO. 2021. - URL: https://en.unesco.org/commemorations/international-years/creativeeconomy2021 (Date of access: 01.06.2023).
9. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2021 № 2613-р [Электронный ресурс] // Static.government.ru. - URL: http://static.government.ru/media/ files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
10. О плане мероприятий по реализации в 2022-2024 гг. Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2022 г. N 2290-р [Электронный ресурс] // Garant.ru. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405075757/ (дата обращения: 06.06.2023).
11. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 [Электронный ресурс] // Kremlin.ru. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 01.05.2023).
12. Вклад цифровых платформ в развитие креативных индустрий и поддержку креативного предпринимательства [Текст] / Г. Р. Имаева, Е. Ю. Сушко, И. А. Гильдебрандт [и др.]. - Москва : Издательство НАФИ, 2021. - 84 с.
13. Зеленцова, Е. В. Государственная поддержка креативных индустрий [Электронный ресурс] / Е. В. Зеленцова // Международный журнал исследований культуры. - 2017. - № 1(26). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-kreativnyh-industriy (дата обращения: 06.05.2023).
14. Заикин, Н. Н. Анализ экспорта продукции креативных и культурных индустрий России [Электронный ресурс] / Н. Н. Заикин // Творчество и современность. - 2022. - № 2(17). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-eksporta-produktsii-kreativnyh-i-kulturnyh-industriy-rossii (дата обращения: 06.06.2023).
15. Galloway, S. A Critique of Definitions of the Cultural and Creative Indus- tries in Public Policy [Text] / S. Galloway, S. Dunlop // International Journal of Cultural Policy. - 2007. - Vol. 13, № 1. - Рр. 17-31.
16. Хрестанов, Р. З. Креативные индустрии - модели развития [Электронный ресурс] / Р. З. Хрестанов // Социологическое обозрение. - 2018. - T. 17, № 3. - С. 173-196. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnye-industrii-modeli-razvitiya/viewer (дата обращения: 25.05.2023). DOI:https://doi.org/10.17323/1728-192X-2018-3-173-196.
17. Развитие научных подходов к исследованию творческих индустрий в современных условиях [Электронный ресурс] / Т. Г. Бутова, Л. А. Данченок, О. Л. Егошина [и др.] // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2021. - № 4(57). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauchnyh-podhodov-k-issledovaniyu-tvorcheskih-industriy-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 31.05.2022).
18. Подходы к определению сущности понятия креативных индустрий [Текст] / А. В. Погоревич, Т. Г. Бутова, Н. В. Выдрыч [и др.] // Северные архивы и экспедиции. - 2022. - Т. 6, № 3. - С. 226-240.
19. Боровинская, Д. Н. Специфика креативного продукта как товара культурной индустрии [Электронный ресурс] / Д. Н. Боровинская // Вестник МГУКИ. - 2016. - № 3(71). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-kreativnogo-produkta-kak-tovara-kulturnoy-industrii (дата обращения: 13.05.2023).
20. Miller, T. From creative to cultural industries / T. Miller Cultural Studies. - 2009. - № 23:1. - Pp. 88-99. - URL: https://doi.org/10.1080/09502380802326660 (Date of access: 25.05.2023). DOI:https://doi.org/10.1080/09502380802326660.
21. Игнатьева, А. А. Креативные товары и креативные услуги: понятие и особенности создания [Электронный ресурс] / А. А. Игнатьева // Молодой ученый. - 2023. - № 11(458). - С. 83-84. - URL: https://moluch.ru/archive/458/100821/ (дата обращения: 11.05.2023).
22. Pre-Publication version: Cropley, D. H. (in press). Product creativity. In J. Plucker (Ed.), Creativity and Innovation: Current Under-standings and Debates. Austin, TX: Prufrock Press [Electronic resource]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/303407980 _Creative_Products_Defining_and_Measuring_Novel_Solutions (Date of access: 08.03.2023).
23. Creativity Rising: Creative Thinking and Creative Problem Solving in the 21st Century by Gerard J. Puccio, Marie Mance, Laura Barbero Switalski and Paul D. Reali. International Center for Studies in Creativity, Buffalo, NY: ICSC Press, 2012.
24. Rhodes, M. An analysis of creativity [Text] / M. Rhodes // Phi Delta Kappan. - 1961. - № 42. - Pp. 305-310.
25. Trowbridge, K. The Creative Product - What Makes Something Creative? 2021 [Electronic resource]. - URL: https://www.curiosity2create.org/post/the-creative-product-what-makes-something-creative (Date of access: 12.02.2023).