ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Рубрики: ТОРГОВЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Динамическое развитие глобальных товарных рынков, оптовой и розничной торговли демонстрируют конкурентоспособность российской экономики. Цифровая трансформация и масштабное внедрение цифровых технологий в торговле отражают цифровую активность в отрасли. Автоматизация процессов на основе цифровых технологий обеспечивает сокращение времени поиска, обмена и обработки информации по всей цепи товародвижения товара. Особую актуальность цифровые технологии приобретают в условиях ограничительных мер. Способность адаптации субъектов торгового бизнеса под внедрение отечественных программных средств и дальнейшую их трансляцию в бизнес-процессы. В статье дана сравнительная оценка сформированности основных цифровых индикаторов организациями предпринимательского сектора в России и странах мира. Проведен анализ применения цифровых технологий в бизнес-процессах организаций оптовой и розничной торговли, программных средств, интернета вещей для решения текущих задач и достижения обозначенных целей. Сформулированы основные проблемы, ограничивающие повсеместное внедрение цифровых технологий, особенно для субъектов среднего, малого бизнеса, несетевого ритейла. Системный, интеграционный подход, обзор применяемых программных средств, автоматизированных систем, технологий дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта, интернета вещей, игровых решений позволили выработать векторы перспективных технологических трендов электронной коммерции и их внедрение в практическую деятельность торгового бизнеса.

Ключевые слова:
цифровые технологии, оптовая и розничная торговля, бизнес-процессы, программные средства, интернет вещей, искусственный интеллект, игровые решения, электронная коммерция
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/.

2. Информационное агентство INFOline [Электронный ресурс]. – URL: https://infoline.spb.ru/.

3. Вайл, П. Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения [Текст] / П. Вайл, С. Ворнер. – Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 264 с.

4. Skill shift: Automation and the future of the workforce J. Bughin, E. Hazan, S. Lund / McKinsey Global Institute. Discussion Paper, May 2018. [Electronic source]. – URL: https:// www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-work/skill-shift-automation-and-the-future-of-the-workforce (дата обращения: 03.11.2022).

5. Куренной, А. Цифровая экономика России. Электронное делопроизводство трудовых отношений [Электронный ресурс] / А. Куренной, И, Костян, Г. Хныкин // ЭЖ-Юрист. – 2017. – URL: https://www.eg-online.ru/article/355018

6. Agrawal, A. Prediction Machines: The Simple Economics of Artificial Intelligence [Text] / A. Agrawal, J. Gans, A. Goldfarb. – Boston: HBR Press, 2018. – 272 р.

7. Иванченко, О. В. Информационно-коммуникационная инфраструктура цифровой торговли стран Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] / О. В. Иванченко // Вестник евразийской науки. – 2021. – Т. 13, № 6. – URL: https://esj.today/07ECVN621.html.

8. Ревенко, Л. С. Использование цифровых технологий в торговле между странами ЕАЭС [Текст] / Л. С. Ревенко, Н. С. Ревенко // Информационное общество. – 2020. – № 5. – С. 2-9.

9. Goncharov, A. I. Digital tokens in the tools of modern foreign trade activities by economic entities of the BRICS jurisdictions [Text] / A. I. Goncharov, M. V. Goncharova // Legal Concept. – 2019. – Vol. 18, No 3. – Pp. 31-42. – DOIhttps://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2019.3.5.

10. Смотрова, Т. И. Тенденции цифровизации в розничной торговле [Текст] / Т. И. Смотрова, Т. С. Наролина // Экономинфо. – 2020. – Т. 17, № 1. – С. 55-60.

11. Стукалова, И. Б. Современные тренды развития розничной торговли в условиях цифровизации экономики [Текст] / И. Б. Стукалова // Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития: сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции: в двух томах, Москва, 22–23 октября 2020 года. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2020. – С. 161-163.

12. Наговицина, Л. П. Развитие цифровых технологий в современном ритейле [Текст] / Л. П. Наговицина, Ж. П. Шнорр // Вестник БУКЭП. – 2018. – № 5. – С. 9-25.

13. Климанова, Я. Д. Стратегии цифровой трансформации бизнес-моделей на российском рынке розничной торговли [Текст] / Я. Д. Климанова, З. В. Басаев // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12, № 6. – С. 1723-1742. DOI:https://doi.org/10.18334/epp.12.6.114964.

14. Савина, А. Г. Специфика и направления цифровой трансформации сферы розничной торговли [Текст] / А. Г. Савина, Н. С. Сумаков, Д. А. Савин // Экономическая среда. – 2019. – № 2(28). – С. 9-15.

15. Сучков, М. А. Цифровые технологии управления в ритейле [Текст] / М. А. Сучков // Экономические исследования и разработки. – 2020. – № 5. – С. 55-59.

16. Development of Digital Technologies in Brand Strategies of Retailing [Text] / M. Yanenko, E. Nazarova, I. Moshkin, V. Kuzmenko // ACM International Conference Proceeding Series, Saint-Petersburg, 18–19 November 2020. – Saint - Petersburg, 2020. – DOIhttps://doi.org/10.1145/3446434.3446435.

17. Климин, А. С. Системы цифровизации денежных потоков предприятия [Текст] / А. С. Климин, Т. И. Берг // Теория и практика коммерческой деятельности : материалы XIX Международной научно-практической конференции, электронное издание, Красноярск, 21–24 мая 2019 года / Сибирский федеральный университет, Харбинский университет коммерции. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. – С. 299-303.

18. Ilyenkova, K. M. Category management in Russian retail sphere (case of the Ural Federal District) [Text] / K. M. Ilyenkova // R-Economy. – 2019. – Vol. 5, Iss. 1. – Pp. 38-48. DOI:https://doi.org/10.15826/recon.2019.5.1.005.

19. Использование омни-каналов в современной розничной торговле [Текст] / Ю. Е. Семенова, О. В. Воронкова, Е. Н. Островская, А. Ю. Панова // Наука и бизнес: пути развития. – 2019. – № 10(100). – С. 169-172.

20. Павленко, О. Ю. Социологический анализ развития электронной торговли для российской бизнес-элиты в условиях кризиса (на материалах Приморского края) [Текст] / О. Ю. Павленко, И. Д. Саначев // Вестник ТОГУ. – 2020. – №4(15). – С. 5-10.

21. Пирогова, О. Е. Прогнозирование динамики электронной коммерции в структуре российского ритейла [Текст] / О. Е. Пирогова, Б. А. Бабарин // Международный научный журнал. – 2021. – № 1. – С. 56-64. – DOI:https://doi.org/10.34286/1995-4638-2021-76-1-56-64.

22. Mobile payments adoption by US consumers: an extended TAM [Text] / A. A. Bailey [et al.]. // International Journal of Retail & Distribution Management. – 2017. – № 45(6). – P. 626-640.

23. Chi, T. Understanding Chinese consumer adoption of apparel mobile commerce: An extended TAM approach [Text] / T. Chi // Journal of Retailing and Consumer Services. –.2018. –№ 44. – P. 274-284.

24. How augmented reality apps are accepted by consumers: A comparative analysis using scales and opinions [Text] / A. Rese [et al.] // Technol. Forecast. Soc. Change. – 2016. – Pp. 306-319. DOI:https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.10.010.

25. Цифровизация промышленности 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://events.cnews.ru/events/it_v_promyshlennosti__ot_avtomatizacii_k_cifrovizacii.shtml.

26. Конференция ИТ в торговле 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Конференция:ИТ_в_ритейле_2022_2

27. Конференция «Электронная торговля 2022» [Электронный ресурс]. – URL: https://theoryandpractice.ru/seminars/155994-konferentsiya-elektronnaya-torgovlya-2022.

28. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200/.

29. Индикаторы цифровой экономики: 2022 [Текст]: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва : НИУ ВШЭ, 2023. – 332 с.

30. Беспятая, М. Н. Применение интернета вещей в розничной торговле [Текст] / М. Н. Беспятая // Вестник Института экономических исследований. – 2020. – № 2(18). – С. 38-44.

31. Кейс Talantix и «Альтерры: как увеличить штат на 12% за месяц в сетевой рознице и развивать культуру подбора [Электронный ресурс]. – URL: https://new-retail.ru/business/keysy/keys_talantix_i_alterry_kak_uvelichit_shtat_na_12_za_mesyats_v_setevoy_roznitse_i_razvivat_kulturu_p119047/.

32. «СберМаркет» запустил симулятор сборщика продуктов [Электронный ресурс]. – URL: https://new-retail.ru/novosti/retail/sbermarket_zapustil_simulyator_ sborshchika_produktov/.

33. Импортозамещение софта с помощью подрядчиков – опыт X5 Group [Электронный ресурс]. – URL: https://new-retail.ru/business/keysy/importozameshchenie _softa_s_pomoshchyu_podryadchikov_opyt_kh5_group_i_napoleon_it/.

Войти или Создать
* Забыли пароль?