сотрудник
Красноярск, Россия
УДК 339.13 Рынок. Анализ рынка. Спрос. Предложение. Конкуренция. Маркетинг
ГРНТИ 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГРНТИ 71.00 ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ. ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Динамическое развитие глобальных товарных рынков, оптовой и розничной торговли демонстрируют конкурентоспособность российской экономики. Цифровая трансформация и масштабное внедрение цифровых технологий в торговле отражают цифровую активность в отрасли. Автоматизация процессов на основе цифровых технологий обеспечивает сокращение времени поиска, обмена и обработки информации по всей цепи товародвижения товара. Особую актуальность цифровые технологии приобретают в условиях ограничительных мер. Способность адаптации субъектов торгового бизнеса под внедрение отечественных программных средств и дальнейшую их трансляцию в бизнес-процессы. В статье дана сравнительная оценка сформированности основных цифровых индикаторов организациями предпринимательского сектора в России и странах мира. Проведен анализ применения цифровых технологий в бизнес-процессах организаций оптовой и розничной торговли, программных средств, интернета вещей для решения текущих задач и достижения обозначенных целей. Сформулированы основные проблемы, ограничивающие повсеместное внедрение цифровых технологий, особенно для субъектов среднего, малого бизнеса, несетевого ритейла. Системный, интеграционный подход, обзор применяемых программных средств, автоматизированных систем, технологий дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта, интернета вещей, игровых решений позволили выработать векторы перспективных технологических трендов электронной коммерции и их внедрение в практическую деятельность торгового бизнеса.
цифровые технологии, оптовая и розничная торговля, бизнес-процессы, программные средства, интернет вещей, искусственный интеллект, игровые решения, электронная коммерция
1. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/.
2. Информационное агентство INFOline [Электронный ресурс]. - URL: https://infoline.spb.ru/.
3. Вайл, П. Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения [Текст] / П. Вайл, С. Ворнер. - Москва: Альпина Паблишер, 2019. - 264 с.
4. Skill shift: Automation and the future of the workforce J. Bughin, E. Hazan, S. Lund / McKinsey Global Institute. Discussion Paper, May 2018. [Electronic source]. - URL: https:// www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-work/skill-shift-automation-and-the-future-of-the-workforce (дата обращения: 03.11.2022).
5. Куренной, А. Цифровая экономика России. Электронное делопроизводство трудовых отношений [Электронный ресурс] / А. Куренной, И, Костян, Г. Хныкин // ЭЖ-Юрист. - 2017. - URL: https://www.eg-online.ru/article/355018
6. Agrawal, A. Prediction Machines: The Simple Economics of Artificial Intelligence [Text] / A. Agrawal, J. Gans, A. Goldfarb. - Boston: HBR Press, 2018. - 272 р.
7. Иванченко, О. В. Информационно-коммуникационная инфраструктура цифровой торговли стран Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] / О. В. Иванченко // Вестник евразийской науки. - 2021. - Т. 13, № 6. - URL: https://esj.today/07ECVN621.html.
8. Ревенко, Л. С. Использование цифровых технологий в торговле между странами ЕАЭС [Текст] / Л. С. Ревенко, Н. С. Ревенко // Информационное общество. - 2020. - № 5. - С. 2-9.
9. Goncharov, A. I. Digital tokens in the tools of modern foreign trade activities by economic entities of the BRICS jurisdictions [Text] / A. I. Goncharov, M. V. Goncharova // Legal Concept. - 2019. - Vol. 18, No 3. - Pp. 31-42. - DOIhttps://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2019.3.5.
10. Смотрова, Т. И. Тенденции цифровизации в розничной торговле [Текст] / Т. И. Смотрова, Т. С. Наролина // Экономинфо. - 2020. - Т. 17, № 1. - С. 55-60.
11. Стукалова, И. Б. Современные тренды развития розничной торговли в условиях цифровизации экономики [Текст] / И. Б. Стукалова // Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития: сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции: в двух томах, Москва, 22-23 октября 2020 года. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2020. - С. 161-163.
12. Наговицина, Л. П. Развитие цифровых технологий в современном ритейле [Текст] / Л. П. Наговицина, Ж. П. Шнорр // Вестник БУКЭП. - 2018. - № 5. - С. 9-25.
13. Климанова, Я. Д. Стратегии цифровой трансформации бизнес-моделей на российском рынке розничной торговли [Текст] / Я. Д. Климанова, З. В. Басаев // Экономика, предпринимательство и право. - 2022. - Том 12, № 6. - С. 1723-1742. DOI:https://doi.org/10.18334/epp.12.6.114964.
14. Савина, А. Г. Специфика и направления цифровой трансформации сферы розничной торговли [Текст] / А. Г. Савина, Н. С. Сумаков, Д. А. Савин // Экономическая среда. - 2019. - № 2(28). - С. 9-15.
15. Сучков, М. А. Цифровые технологии управления в ритейле [Текст] / М. А. Сучков // Экономические исследования и разработки. - 2020. - № 5. - С. 55-59.
16. Development of Digital Technologies in Brand Strategies of Retailing [Text] / M. Yanenko, E. Nazarova, I. Moshkin, V. Kuzmenko // ACM International Conference Proceeding Series, Saint-Petersburg, 18-19 November 2020. - Saint - Petersburg, 2020. - DOIhttps://doi.org/10.1145/3446434.3446435.
17. Климин, А. С. Системы цифровизации денежных потоков предприятия [Текст] / А. С. Климин, Т. И. Берг // Теория и практика коммерческой деятельности : материалы XIX Международной научно-практической конференции, электронное издание, Красноярск, 21-24 мая 2019 года / Сибирский федеральный университет, Харбинский университет коммерции. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. - С. 299-303.
18. Ilyenkova, K. M. Category management in Russian retail sphere (case of the Ural Federal District) [Text] / K. M. Ilyenkova // R-Economy. - 2019. - Vol. 5, Iss. 1. - Pp. 38-48. DOI:https://doi.org/10.15826/recon.2019.5.1.005.
19. Использование омни-каналов в современной розничной торговле [Текст] / Ю. Е. Семенова, О. В. Воронкова, Е. Н. Островская, А. Ю. Панова // Наука и бизнес: пути развития. - 2019. - № 10(100). - С. 169-172.
20. Павленко, О. Ю. Социологический анализ развития электронной торговли для российской бизнес-элиты в условиях кризиса (на материалах Приморского края) [Текст] / О. Ю. Павленко, И. Д. Саначев // Вестник ТОГУ. - 2020. - №4(15). - С. 5-10.
21. Пирогова, О. Е. Прогнозирование динамики электронной коммерции в структуре российского ритейла [Текст] / О. Е. Пирогова, Б. А. Бабарин // Международный научный журнал. - 2021. - № 1. - С. 56-64. - DOI:https://doi.org/10.34286/1995-4638-2021-76-1-56-64.
22. Mobile payments adoption by US consumers: an extended TAM [Text] / A. A. Bailey [et al.]. // International Journal of Retail & Distribution Management. - 2017. - № 45(6). - P. 626-640.
23. Chi, T. Understanding Chinese consumer adoption of apparel mobile commerce: An extended TAM approach [Text] / T. Chi // Journal of Retailing and Consumer Services. -.2018. -№ 44. - P. 274-284.
24. How augmented reality apps are accepted by consumers: A comparative analysis using scales and opinions [Text] / A. Rese [et al.] // Technol. Forecast. Soc. Change. - 2016. - Pp. 306-319. DOI:https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.10.010.
25. Цифровизация промышленности 2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://events.cnews.ru/events/it_v_promyshlennosti__ot_avtomatizacii_k_cifrovizacii.shtml.
26. Конференция ИТ в торговле 2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Конференция:ИТ_в_ритейле_2022_2
27. Конференция «Электронная торговля 2022» [Электронный ресурс]. - URL: https://theoryandpractice.ru/seminars/155994-konferentsiya-elektronnaya-torgovlya-2022.
28. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200/.
29. Индикаторы цифровой экономики: 2022 [Текст]: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва : НИУ ВШЭ, 2023. - 332 с.
30. Беспятая, М. Н. Применение интернета вещей в розничной торговле [Текст] / М. Н. Беспятая // Вестник Института экономических исследований. - 2020. - № 2(18). - С. 38-44.
31. Кейс Talantix и «Альтерры: как увеличить штат на 12% за месяц в сетевой рознице и развивать культуру подбора [Электронный ресурс]. - URL: https://new-retail.ru/business/keysy/keys_talantix_i_alterry_kak_uvelichit_shtat_na_12_za_mesyats_v_setevoy_roznitse_i_razvivat_kulturu_p119047/.
32. «СберМаркет» запустил симулятор сборщика продуктов [Электронный ресурс]. - URL: https://new-retail.ru/novosti/retail/sbermarket_zapustil_simulyator_ sborshchika_produktov/.
33. Импортозамещение софта с помощью подрядчиков - опыт X5 Group [Электронный ресурс]. - URL: https://new-retail.ru/business/keysy/importozameshchenie _softa_s_pomoshchyu_podryadchikov_opyt_kh5_group_i_napoleon_it/.