Проведена оценка влияния культурных особенностей российских и китайских потребителей на их поведение в розничной торговле. Для измерения культурных ценностей респондентов за основу взята методика М. Рокича, адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В А. Ядовым, а далее и Д.А. Леонтьевым, с учетом культурных и политических установок. Поведение потребителей в розничной торговле раскрывается через призму комплекса маркетинга 7P: продукт (Product); цена (Price); распределение (Place); продвижение (Promotion); персонал (People); физическое окружение (Physical Evidence); процесс (Process). Наполняемость элементов комплекса определена авторами настоящего исследования. В результате получены данные по отличиям поведения российских и китайских потребителей в розничной торговле, что представляет практический интерес.
культурные особенности, розничная торговля, поведение потребителей, комплекс маркетинга
1. Алёшина, И. В. Маркетинг: кросс-культурные проблемы и возможности [Текст] / И. В. Алешина // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования, НИУ-ВШЭ. - 2011. - Ч. 2. - С. 94−103.
2. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психологическое обозрение. - 1998. - № 1. - С. 13−25
3. Напалкова, А. А. Методический подход к исследованию предпочтений потребителей на рынке продовольственных товаров приморского края [Текст] / А. А. Напалкова, Е. В. Носкова, И. М. Романова // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - № 5 (18). - С. 99.
4. Тимохина, Г. С. Кросс-культурные вариации в поведении потребителей: обзорный анализ научных исследований (методологический фокус) [Текст] / Г. С. Тимохина, Р. Вагнер, Т. Уркмез // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2016. - № 3. - С. 224-243.
5. Тимохина, Г. С., Кросс-культурные вариации в поведении потребителей: обзорный анализ научных исследований (практический фокус) [Текст] / Г. С. Тимохина, Р. Вагнер, Т. Уркмез // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2016. - № 4. - С. 318-325.
6. Тимохина, Г. С. Кросс-культурные вариации в поведении потребителей: обзорный анализ научных исследований (теоретический фокус) [Текст] / Г. С. Тимохина, Р. Вагнер, Т. Уркмез // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2016. - № 2. - С. 126-142.
7. Aday, M. S., Yener, U. (2014). Understanding the buying behaviour of young consumers regarding packaging attributes and labels. In: International Journal of Consumer Studies, 38(4), 385-393.
8. Ainsworth, J., Ballantine, P. W. (2014). That's different! How consumers respond to retail website change. In: Journal of Retailing and Consumer Services, 21(5), 764-772.
9. Albert, N., Merunka, D. (2013). The role of brand love in consumer-brand relationships. In: Journal of Consumer Marketing, 30(3), 258-266.
10. Cheung F. M., Van de Vijver F. J. R., Leong F. T. L. (2011). Toward a new approach to the assessment of personality in culture. In: American Psychologist, 66 (7), 593- 603.
11. Gelade G. A. (2008). IQ, cultural values, and the technological achievement of nations. In: Intelligence, 36 (6), 711-718.
12. Hawkins, S. E., Cheng, A. F., Lanzerotti, L. J. & Maclennan, C. G. (1995). Rotational anisotropy of the Jovian magnetosphere at high latitudes. In: Journal of Geophysical Research 100. doi:https://doi.org/10.1029/95JA00730
13. Schwarts S. H., Sagiv L. (1995) Identifying Culture Specifics in the Content and Structure of Values. In: Journal of Cross-Cultural Psychology, 26(10), 143-149.