Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Показаны факторы, имеющие значительное влияние на эффективность управления ресурсным потенциалом образовательных организаций высшей школы, положительное воздействие которых обеспечивают конкурентоспособность и результативность деятельности. Цель исследования – анализ факторов внешней и внутренней среды и составление их классификации. Множественность публикаций и различных подходов вызывает интерес к этой проблеме. В исследовании были использованы такие методы, как анализ литературы соответствующей тематики, сравнение, сопоставление. Полученные итоги позволят снизить риски, а также выявить возможности и резервы роста образовательных организации. Изученный опыт может быть применен в процессе осуществления образовательной деятельности других вузов.
ресурсы, ресурсный потенциал, управление, рынок образовательных услуг, внешние и внутренние факторы, окружающая среда, образовательная среда, виды факторов, эффективность управления, качество образования
1. Матвеева, Е.С. Внешняя среда образовательной организации как объект управления / Е.С. Матвеева // «Научные тенденции: Педагогика и психология» Сборник научных трудов, по материалам международной научно-практической конференции 4 февраля 2019 г. Изд. ЦНК МОАН, 2019. С. 29-31
2. Артемьева, М. В. Экономика образования [Текст] : учебно-методическое пособие / М. В. Артемьева, В. П. Кузнецов, С. Д. Цымбалов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" (Мининский университет). - Нижний Новгород, 2017. - 193 с.
3. Друкер, П. Рынок: как выйти в лидеры / П. Друкер. - М.: Прогресс, 1992.
4. Швакова О.Н. Оценка уровня использования регионального образовательного потенциала как ресурса развития территории: автореф. дис. … канд. экон. наук. Барнаул., 2011. 24 с.
5. Перевалова, Алена Анатольевна. Формирование творческого потенциала студентов вуза (На начальном этапе обучения) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Кемерово, 2004 210 c.
6. Руденко, А.Н. Внешние и внутренние факторы формирования интеллектуального потенциала современного российского студенчества [Текст] / А.Н. Руденко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Изд-во: Наука и образование. Краснодар. - 2018. - № 6-7. С. 77-81.
7. Скоблякова, И.В. Интеллектуальный потенциал студентов и его формирование в университете / И.В. Скоблякова, Е.М. Семенова // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы бизнес-образования», 8-9 апреля 2010 г. Минск.
8. Лапшин, В А. Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2013. С. 13
9. Закирова, Диляра Фариловна. Оценка образовательного потенциала высшего учебного заведения на основе квалиметрической модели: дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 Ижевск, 2006 209 с 11.
10. Заярная И.А. Внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность вузов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1445946721
11. Молочников, Н.Р. Конкурентоспособность образовательных учреждений : ключевые факторы успеха / Н.Р. Молочников, И.В. Реутова, Т.А. Лобовская // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 8. - С. 134-135; URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13342 (дата обращения: 06.10.2019).
12. Свекатовски, Р., Стратегические приоритеты обеспечения конкурентоспособности высших учебных заведений на рынке образовательных услуг в условиях глобализации, СПб.: Политехника, Санкт - Петербург, 2012, с. 132- 133.
13. Жданкина И.Ю. Предпосылки и факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг организаций высшего образования / И.Ю. Жданкина, А.Н. Смирнов, Е.А. Шамин // Вектор науки ТГУ. - 2018. - № 4. - С. 30-32.
14. Терентьева, Т.В. Факторы, влияющие на эффективность образовательных услуг вуза, а современном обществе / Т.В. Терентьева, М.Н. Кулакова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7123 (дата обращения: 06.10.2019).
15. Королева Т.П. Методы анализа факторов саморазвития муниципального образования // Регионы России: современная экономическая ситуация. URL: http://econf.rae.ru/article/6443 (дата обращения: 06.10.2019).
16. Гаращук Е.В. Ресурсный потенциал высшего образования - важный фактор повышения его качества / Е.В. Гаращук, В.И. Куценко // Российский академический журнал. НИИ «Институт политических и медиаметрических исследований» Новочеркаск. 2014. - т.27. - № 1.- С.87-89
17. Астафурова И.С. Оценка методик формирования системы показателей деятельности организаций / И.С. Астафурова, С.Ю. Антоненкова // Экономика и предпринимательство. - М.: ВГУЭС, 2014.
18. Гринь, А. М. Управление ресурсным обеспечением современного университета в условиях организационных изменений : автореф. дис. … д-ра. экон. наук. Новосибирск., 2009. 43 с
19. Карапетян, К.Ю. Ресурсное обеспечение модернизации высшего профессионального образования: автореф. дис. … канд. экон. наук. Москва., 2009. 28 с
20. Мищенко, М.В. Метод системной оценки эффективности использования предпринимательского потенциала вуза: автореф. дис. … канд. экон. наук. Владивосток., 2011. 25 с
21. Белинская М.Н. Факторы оценки конкурентоспособности государственных вузов / М.Н. Белинская // Вестник СамГУ. - 2013. - № 1 (102). - С. 20- 26
22. MORA José-Ginés University Third Mission: Good Prac tices from Developed and Developing Countries//BAL TIC SEA FORUM University Cooperation in the Baltic Sea Region Turku, 2nd of June 2014. Доступ к электронному ресурсу http://www.centrumbalticum. org/sites/default/files/user_uploads/jose-gines_mora_bsfturku-jgm.pdf (Дата обращения: 12.12.2015)
23. Suslova, J.J. Integration Processes in Trade Sector / J.J. Suslova, L.T. Smolentseva, E.A. Nechushkina, L.V. Ivanova // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015 Vol 6 №2 S4:145-149 (ISSN:2039-9340)
24. Shcherbenko, Е.V. Improved Techniques for Estimating Living Standards of the Population: A Case Study of the Siberian Federal District / Е.V. Shcherbenko, Julia Jurevna Suslova J.J., Ananeva N.V., Ivanova L.V. // International Journal of Applied Engineering Research - 2016. - Vol. 11, № 8. - pp 5469-5473
25. Voloshin. A.V. Current state, tendencies and peculiarities of development in higher education: the case of Russia / A.V. Voloshin, Yu.Yu. Suslova, L.V. Baguzova, E.A. Batraeva, N.V. Ananeva // European Research Studies Journal - 2018. - Т. 21. № 4. С. 502-511.
26. Barbour, M. K. The landscape of K-12 online learning: Examining what is known. In M. G. Moore (Eds.), Handbook of distance education. 3rd ed. 2013. pp. 574-593
27. Deming, D. J., Goldin, C., & Katz, L. F. (2012). The for-profit postsecondary school sector: Nimble critters or agile predators? Journal of Economic Perspectives, 26(1). 2012. pp. 139-164.
28. Meyer, K. A. Face-to-face versus threaded discussions: The role of time and higher-order thinking. Journal of Asynchronous Learning Networks, 7(3). 2003. pp. 55-65.
29. Romero, C., & Ventura, S. Educational data mining: a review of the state of the art. IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics, Part C (Applications and Reviews), 40(6). 2010. pp. 601-618.