Новосибирск, Россия
Новосибирск, Россия
Новосибирск, Россия
УДК 339.138 Маркетинг
В условиях повышенной конкуренции на рынке товаров и услуг компаниям необходимо выстраивать отношения с потребителем. Правильное создание образа бренда позволит получить преимущества в конкурентной борьбе, в сознании потребителей он играет важную роль для привлечения и удержания клиентов, лояльности и узнаваемости бренда. На основе ранее разработанной модели авторами был проведен опрос с целью выявления особенностей восприятия российскими потребителями бренда таксомоторных услуг на примере «Яндекс GO». Полученные данные обработаны с помощью статистических методов, а для их структуризации использованы такие инструменты, как построение корреляционной матрицы, построение графиков с помощью языка программирования Python. Представлен символьный код для каждой операции. На основе полученных данных сформулированы особенности восприятия российскими потребителями бренда таксомоторных услуг, предложены рекомендации для агрегаторов таксомоторных услуг, а также обозначены возможные направления дальнейших исследований.
бренд, потребители, восприятие бренда, поведение потребителей, модель восприятия бренда
1. Яковлева, К. К. Исследование факторов, влияющих на восприятие брендов агрегаторов таксомоторных услуг в призме потребительского поведения [Текст] / К. К. Яковлева, М. Е. Цой // Наука. Технологии. Инновации: сборник научных трудов XVI Всероссийской научной конференции молодых ученых, Новосибирск, 4–8 декабря 2023 г. В 11 ч. Ч. 7. – Новосибирск : Издательство НГТУ, 2024. – С. 560–564.
2. Эзрох, Ю. С. Российский рынок легкового такси: проблемы и государственное регулирование [Электронный ресурс] / Ю. С. Эзрох // Экономическая политика. – 2020. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-rynok-legkovogo-taksi-problemy-i-gosudarstvennoe-regulirovanie (дата обращения: 09.05.2024).
3. Симонова, М. Д. Рынок транспортных онлайн-услуг России в условиях развития цифровой экономики [Текст] / М. Д. Симонова, И. П. Мамий // Управленец. – 2019. – Т. 10, № 3. – С. 94–103. DOI:https://doi.org/10.29141/2218-5003-2019-10-3-9.
4. Иштирякова, Л. Х. Тенденции пользования общественным транспортом и такси в городских и сельских населенных пунктах [Текст] / Л. Х. Иштирякова // Креативная экономика. – 2021. – Т. 15, № 1. – С. 93–104. DOI:https://doi.org/10.18334/ce.15.1.111526.
5. Брюхова, О. Ю., Старцева, Н. Н. Нейминг как инструмент маркетинга в таксомоторном бизнесе [Электронный ресурс] / О. Ю. Брюхова, Н. Н. Старцева // Вестник Евразийской науки. – 2019. – №5. – URL: https://esj.today/PDF/87ECVN519.pdf (дата обращения: 09.05.2024).
6. Огилви, Д. Огилви о рекламе [Текст] / Д. Огилви. – Москва : ЭКСМО, 2003. – 304 с.
7. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс [Текст] / Ф. Котлер. – Москва: Вильямс, 2015. – 496 с.
8. Антонова, Н. В. Восприятие брендов и стратегии потребительского поведения [Текст] / Н. В. Антонова, О. И. Патоша. – Москва : Издатеьский дом Высшей школы экономики, 2017. – 208 с.
9. Тимофеев, В. С. Эконометрика [Текст] / В. С. Тимофеев, А. В. Фаддеенков, В. Ю. Щеколдин. – Москва : Юрайт, 2024. – 328 с.
10. Плесси, Э. Психология рекламного влияния. Как эффективно воздействовать на потребителей [Текст] / Э. Плесси. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 272 с.
11. Жолобов, В. Нейминг 3.0: как придумать и защитить название [Текст] / В. Жолобов. – Москва : Издательские решения, 2016. – 100 с.
12. Уиллер, А. Индивидуальность бренда. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов [Текст] / А. Уиллер. – Москва : Альпина Бизнес Букс, 2011. – 235 с.
13. Андреев, А. Г. Лояльный потребитель – основа долгосрочного конкурентного преимущества компании [Текст] / А. Г. Андреев // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2003. – № 2. – С. 15–20.
14. Гремлер, Д. Д. Лояльность к услугам: сущность, значение, влияние [Текст] / Д. Д. Гремлер, С. В. Браун // Труды Американской ассоциации маркетинга. – 1996. – С. 171–180.
15. Сысоева, С. Как воспитать лояльного покупателя [Текст] / С. Сысоева, А. Нейман // Маркетолог. – 2004. – № 1(51). – С. 30–35.
16. Блэкуэлл, Р. Поведение потребителей [Текст] / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 944 с.
17. Цой, М. Е. Выявление и анализ факторов, влияющих на восприятие брендов потребителями [Текст] / М. Е. Цой, В. Ю. Щеколдин // В мире научных открытий. – 2014. – № 7.3(55). – С. 1166–1175.
18. Аакер, Д. А. Создание сильных брендов [Текст] / Д. А. Аакер. – Нью-Йорк : Free Press, 1996. – 380 с.
19. Чернатони, Л. Брендинг. Как создать мощный бренд [Текст] / Л. Чернатони, М. МакДональд. – Москва : Юнити-Дана, 2006. – 559 с.
20. Келлер, К. Л. Концептуализация, измерение и управление капиталом бренда на основе клиентов [Текст] / К. Л. Келлер // Журнал маркетинга. – 1993. – № 57(1). – С. 1–22.
21. Uebersax, J. S. Likert Scales: Dispelling the Confusion / J. S. Uebersax [Electronic resource]. – URL: http://john-uebersax.com/stat/likert.htm (Date of access: 16.05.2024).
22. Осгуд, Ч. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам [Текст] / Ч. Осгуд, Дж. Суси, П. Танненбаум. – Москва : Мир, 1972. – 298 с.
23. Щеколдин, В. Ю. Эконометрика (продвинутый уровень) [Электронный ресурс] / В. Ю. Щеколдин ; Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск, 2021. – URL: http://elibrary.nstu.ru/source?bib_id=vtls000243470 (дата обращения: 09.05.2024).
24. Зенков, В. В. Генерация корреляционных матриц общего вида при имитационном моделировании [Текст] / В. В. Зенков // Автоматика и телемеханика. – 1985. – Вып. 12. – С. 150–155.
25. Раушнабель, П. А. Маркетинг дополненной реальности: Как мобильные AR-приложения могут улучшить бренды через внушение [Текст] / П. А. Раушнабель, Р. Феликс, С. Хинш // Журнал розничной торговли и потребительских услуг. – 2019. – № 49. – С. 43–53.