Красноярск, Красноярский край, Россия
Красноярск, Красноярский край, Россия
Красноярск, Россия
УДК 339.137 Конкуренция. Демпинг и т. п.
В статье рассматриваются изменения формирования и развития конкурентных преимуществ экосистем торговли и сферы услуг в условиях цифровой экономики. Дан анализ традиционных подходов к определению конкурентных преимуществ и выявлены современные их потенциалы, возникающие с распространением цифровизации. На основе анализа открытой информации об инновациях, используемых на предприятиях торговли и сферы услуг, определены наиболее популярные инструменты обеспечения конкурентоспособности. Изучена экосистема торговли и сферы услуг Красноярского края, что позволяет выявить наиболее значимые ее элементы, которые могут выступать драйверами экономического и технического роста. Оценены уровни применения и развития компонентов комплекса маркетинга 7P в каждом элементе рассматриваемой экосистемы. В результате исследования определены актуальные направления развития экосистемных элементов, формируемых цифровой экономикой и способствующих росту конкурентных преимуществ предприятий торговли и услуг на территории Красноярского края; выявлены возможности развития перспективных направлений бизнесов и их взаимодействий, в том числе платформенно-цифровых.
экосистема торговли и сферы услуг, конкурентные преимущества, цифровая экономика, комплекс маркетинга, цифровые платформы
1. Колодняя, Г. В. Эволюция природы конкурентного преимущества фирмы [Текст] / Г. В. Колодняя // Финансы: теория и практика. – 2012. – № 2. – С. 33–45.
2. Акиндинова, В. В. Механизм взаимодействия конкурентных преимуществ и конкурентоспособности [Текст] / В. В. Акиндинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 41. – С. 16–20.
3. Александров, Н. Н. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание понятий и история их становления [Электронный ресурс] / Н. Н. Александров // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2020. – № 5. – URL: http://hrazvedka.ru/download/konkurent.pdf (дата обращения: 16.10.2024).
4. Оберт, Т. В. Теория конкуренции [Текст] / Т. В. Оберт. – Саратов: Издательство Саратовского государственного университета им Н. Г. Чернышевского. – 2020. – 80 с.
5. Герасименко, В. В. Трансформация методов и инструментов конкурентного анализа в условиях цифровой экономики [Текст] / В. В. Герасименко, Е. М. Слепенкова // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2019. – № 6. – С. 126–146.
6. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы [Текст] / Г. Л. Азоев. – Москва : Юрайт, 2020. – 255 с.
7. Анисимова, В. Ю. Анализ конкурентоспособности бизнеса [Текст] / В. Ю. Анисимова. – Самара : Издательство Самарского университета, 2023. – 84 с.
8. Ахмиева, Г. Р. Конкурентные преимущества организации: понятие, виды, формирование [Текст] / Г. Р. Ахмиева, М. Х. Даутхаджиева, З. Х. Саракаева // Kant. – 2020. – № 1(34). – С. 30–33.
9. Портер, М. Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст] / М. Е. Портер. – Москва : Альпина Пабл., 2019. – 715 с.
10. Котова, Н. Н. Управление конкурентоспособностью [Текст] / Н. Н. Котова. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – 66 с.
11. Новикова, С. И. Развитие устойчивости сферы услуг в экосистеме макросреды в условиях кризиса [Текст] / С. И. Новикова, Е. В. Щербенко // Торговля, сервис, индустрия питания. – 2021. – Т. 1, № 3. – С. 283–297.
12. Бизнес-экосистемы региона: возможности развития в цифровом пространстве [Электронный ресурс] / В. В. Куимов, К. В. Симонов, М. В. Кобалинский, Р. Ф. Ананина, А. В. Цацорин // Креативная экономика. – 2021. – Т. 15, № 2. – С. 359–378. – URL: https://1economic.ru/lib/111752 (дата обращения: 16.10.2024).
13. Виханский, О. С. Конкурентное преимущество в эпоху цифровизации [Текст] / О. С. Виханский, Д. Ю. Каталевский // Российский журнал менеджмента. – 2022. – Т. 20, № 1. – С. 5–27.
14. Строкатов, Д. А. Информационно-коммуникационные технологии как конкурентное преимущество (в рамках скандинавской школы конкурентоспособности) [Текст] / Д. А. Строкатов // Вестник ВУиТ. – 2019. – № 1. – С. 199–209.
15. Стеблюк, И. Ю. Персонализация как основа клиентского маркетинга [Текст] / И. Ю. Стеблюк // Экономические системы. – 2018. – № 3(42). – С. 89–92.
16. Никишкин, В. В. Формирование экосистемы в розничной торговле: практика и перспективы (маркетинговые аспекты) [Текст] / В. В. Никишкин, Т. Н. Самарина // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 9. – С. 83–88.
17. Клименко, А. Д. Особенности инновационного развития в цифровой экономической среде [Текст] / А. Д. Клименко // Экономика. Социология. Право. – 2022. – № 4(28). – С. 20–25.
18. Колесник, В. В. Потребительский опыт в развитии бизнесов цифровой экономики [Текст] / В. В. Колесник, О. И. Матвиенко, Е. В. Щербенко // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 8 (часть 1) – С. 32–38.
19. Вопросы конкуренции в цифровой экономике [Электронный ресурс] // Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. – Женева, 2019. – 18 с. – URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ciclpd54_ru.pdf?__cf_chl_tk=ukoC9uOWQ1muU.D1BVB9OhDezwlFXN1dKIHPvUryPvM-1728996947-1.0.1.1-M2au5kPkT1EbJ2fOHAYZ3SBzpPynOIYskOpRVRGDxuI (дата обращения: 16.10.2024).
20. Горина, А. П. Влияние цифровых технологий на деятельность организаций в условиях современных вызовов [Электронный ресурс] / А. П. Горина, Е. А. Макарова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 4 (часть 2) – С. 173–177.
21. Маньков, И. А. Цифровая эволюция современного предприятия: анализ процессов автоматизации, цифровизации и цифровой трансформации [Текст] / И. А. Маньков, Е. С. Гаврилюк // Прогрессивная экономика. – 2024. – № 3. – С. 89–99.
22. Тюфякова, Е. С. Инновационный подход к содержанию комплекса маркетинга в условиях цифровой экономики [Текст] / Е. С. Тюфякова // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2018. – № 2(18). – С. 109–114.
23. Зинатулина, А. А. Стратегический анализ перспектив инновационного и инвестиционного менеджмента корпорации [Текст] / А. А. Зинатулина // Инновационная наука. – 2022. – № 2-1. – С. 48–50.
24. Новикова, С. И. Оценка внутренней и конкурентной среды организации в рамках функционально-средового подхода кооперационно-сетевых взаимодействий методом бенчмаркинга [Электронный ресурс] / С. И. Новикова // Креативная экономика. – 2019. – Т. 13, № 9. – С. 1749–1766. – URL: https://creativeconomy.ru/lib/40989 (дата обращения: 16.10.2024).
25. Новикова, С. И. Формирование и развитие среды кооперационно-сетевых взаимодействий организации сферы услуг [Текст] : специальность 5.2.3 «Региональная и отраслевая экономика» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Новикова Светлана Ивановна ; Сибирский федеральный университет. – Красноярск, 2022. – 219 с.