Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 339.37 Розничная торговля. Мелкая торговля
ГРНТИ 71.31 Розничная торговля
В существующей литературе представлены различные подходы к определению обратного франчайзинга, что размывает понимание природы этой экономической модели и может препятствовать ее применению в практике бизнеса. Цель данного исследования заключается в выявлении природы обратного франчайзинга как специфической разновидности франчайзинговых отношений. В статье выполнен критический обзор существующих подходов к определению обратного франчайзинга, введено общее понятие инвертированного франчайзинга, основанного на частичной инверсии экономических отношений, характерных для классического франчайзинга. Обратный франчайзинг может быть описан как специфическая разновидность инвертированного, основанная на особой модели разделения ответственности между франчайзерами и франчайзи. Различные подходы к определению обратного франчайзинга, представленные в литературе, также могут быть включены в понятие инвертированного франчайзинга как его разновидности. Показаны отличительные особенности этих разновидностей. Предложена терминология для дифференциации различных видов инвертированного франчайзинга (обратный, кооперативный и агрегированный). Отмечена связь различных видов инвертированного франчайзинга с другими экономическими моделями, а также то, что обратный франчайзинг в России применяется не только розничными сетями, но и операторами онлайн-торговли, которые используют его для организации пунктов выдачи заказов. Можно предположить, что использование обратного франчайзинга будет расширяться благодаря росту электронной торговли.
франчайзинг, обратный франчайзинг, розничные сети, онлайн-торговля
1. Дерябина, А. Чем модель обратного франчайзинга может быть интересна предпринимателям [Электронный ресурс] / А. Дерябина // Ведомости, 19.06.2023. – URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2023/06/19/980237-model-obratnogo-franchaizinga (дата обращения: 02.03.2024).
2. Мамедова, Д. В плену у колбасы [Электронный ресурс] / Д. Мамедова // Коммерсант, 02.04.2012. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/1891371 (дата обращения: 02.03.2024).
3. Селезнев, М. Как работает обратная франшиза и что ждет франчайзинг в новых условиях [Электронный ресурс] / М. Селезнев // РБК Тренды, 13.10.2022. – URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/63281e259a79473660ad4c78 (дата обращения: 08.03.2024).
4. Стрельников, В. Выгода от обратного [Электронный ресурс] / В. Стрельников // Коммерсант, 16.12.2013. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/2359088/ (дата обращения: 07.03.2024).
5. Зверева, А. О. Использование модели обратного франчайзинга в розничном торговом бизнесе [Текст] / А. О. Зверева, Ю. Г. Леонова // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 7(84). – С. 1189–1193. EDN ZBOENR.
6. Лебедева, С. Н. Использование «обратного» франчайзинга в кооперативной торговле Республики Беларусь [Текст] / С. Н. Лебедева, Н. А. Сныткова, Т. Н. Грицкевич // Потребительская кооперация. – 2016. – № 2(53). – С. 9–12. EDN WBMNSN.
7. Development Potential of Retail Chain of Consumer Cooperation Based on the Reverse Franchising Technology [Text] / E. E. Tarasova, E. I. Makrinova, I. V. Rozdolskaya [et al.] // Advances in Economics, Business and Management Research. – 2020. – Vol. 131. – Pp. 361–366. DOI:https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200324.068.
8. Furtah, W. H. Reverse franchising: Reversing the road to mega farms [Text] / W. Furtah, K. Karantininis // Farm Policy Journal. – 2012. – Vol. 9, No 2. – Pp. 39–49.
9. Капустина, И. В. Значение торговли в социально-экономическом развитии России / И. В. Капустина, Е. С. Семенова // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли : сборник трудов всероссийской научной и учебно-практической конференции. В 3 ч., Санкт-Петербург, 27–29 мая 2020 года. Часть 3. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. – С. 130–134. EDN JYFFRN.
10. Туриева, А. С. Функции торговли в современной системе обеспечения продовольственной безопасности [Текст] / А. С. Туриева, Г. Ю. Митяшин // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли : Сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции. В 8-ми частях, Санкт-Петербург, 15–19 мая 2023 года. Часть 4. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. – С. 338–346. EDN WTZXXI.
11. Веремеенко, О. С. Концептуальные подходы к формированию механизма повышения эффективности услуг розничной торговли продовольственными товарами [Текст] / О. С. Веремеенко, Ю. Ю. Суслова, А. В. Волошин // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 3(116). – С. 631–636. DOIhttps://doi.org/10.34925/EIP.2020.116.3.130. EDN YDFDKC.
12. Кириллова, Т. В. Формы концентрации торгового капитала и создания сетевых структур в Российской Федерации [Текст] / Т. В. Кириллова // Практический маркетинг. – 2017. – № 2-1(240-1). – С. 31–37. EDN XYGRPJ.
13. Кириллова, Т. В. Инновационные способы развития сетевых торговых предприятий [Текст] / Т. В. Кириллова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. – № 3(21). – С. 28–32. EDN YLZRST.
14. Яненко, М. Б. Проблемы развития инновационных стратегий в ритейле [Текст] / М. Б. Яненко, М. Е. Яненко, В. П. Галенко // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 1(41). – С. 214–217. EDN PCGKIN
15. Стэнворт, Д. Франчайзинг в малом бизнесе [Текст] / Д. Стэнворт, Б. Смит. – Москва : Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 200 с.
16. Шейн, С. От мороженого к Интернету. Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании [Текст] / С. Шейн. – Москва : Баланс Бизнес Букс, 2006. – 208 с.
17. Велиева, Ф. Н. Современные тенденции и модели развития франчайзинга в России [Текст] / Ф. Н. Велиева // Экономика и управление. – 2019. – № 8(166). – С. 89–94. DOIhttps://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-8-89-94. EDN MCVMNV.
18. Михайлова, Л. А. Перспективы развития новых моделей франчайзинга в России [Текст] / Л. А. Михайлова // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2017. – Т. 8, № 4(32). – С. 585–591. DOIhttps://doi.org/10.18184/2079-4665.2017.8.4.585-591. EDN ZWTEUJ.
19. Рязанов, А. А. Современные виды франчайзинга [Текст] / А. А. Рязанов // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2019. – № 2(29). – С. 87–93. DOIhttps://doi.org/10.21777/2587-554X-2019-2-87-93. EDN KOFGZC.
20. Соловова, Л. А. Свободный франчайзинг как альтернатива классическому франчайзингу [Текст] / Л. А. Соловова // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2016. – Т. 7, № 4(28). – С. 71–75. DOIhttps://doi.org/10.18184/2079-4665.2016.7.4.71.75. EDN XENWHP.
21. Бахарев, В. В. Тенденции развития ритейла в России [Текст] / В. В. Бахарев, Г. Ю. Митяшин // Экономический вектор. – 2020. – № 3(22). – С. 54–60. DOIhttps://doi.org/10.36807/2411-7269-2020-3-22-54-60. EDN GINVCL.
22. Егорова, К. Д. Формат "dark store": современная реальность ритейла России [Текст] / К. Д. Егорова, А. С. Платонова, С. Д. Суворова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 7-2(46). – С. 110–113. DOIhttps://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10896. EDN AFTCPF.
23. Еремин, К. А. Форматы "е-grocery" и "dark store": развитие на потребительском рынке России [Текст] / К. А. Еремин, С. Д. Суворова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 12-1(70). – С. 235–238. DOIhttps://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-11055. EDN IIZEHX.
24. Пирогова, О. Е. Прогнозирование динамики электронной коммерции в структуре российского ритейла [Текст] / О. Е. Пирогова, Б. А. Бабарин // Международный научный журнал. – 2021. – № 1. – С. 56–64. DOIhttps://doi.org/10.34286/1995-4638-2021-76-1-56-64. EDN FYFDBK.
25. Плещенко, В. И. Экспансия маркетплейсов: о приближении торгово-логистической инфраструктуры к конечным потребителям [Текст] / В. И. Плещенко // Менеджмент сегодня. – 2022. – № 4. – С. 276–281. DOIhttps://doi.org/10.36627/2304-6473-2022-4-4-276-281. EDN MNJCYI.
26. Григорьева, Е. Е. Участие государства в регулировании рынка зерна в Канаде [Текст] / Е. Е. Григорьева // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2018. – № 9(585). – С. 98–115. DOIhttps://doi.org/10.31857/S032120680000719-4. EDN VABRRI.
27. Пирогова, О. Е. Бизнес-ассоциации как форма интеграционного образования хозяйствующих субъектов в сфере услуг [Текст] / О. Е. Пирогова, И. Н. Жилинкова // Актуальные вопросы развития современного общества : Сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции, Курск, 20 марта 2020 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 65–69. – EDN ZMPWXB.
28. Куликова, О. М. Маркетплейс: бизнес-модель современной торговли [Текст] / О. М. Куликова, С. Д. Суворова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – № 6(48). – С. 50–55. DOIhttps://doi.org/10.47581/2020/10.23.PS85/IE/5.48.008. EDN ZLREFV.
29. Плещенко, В. И. Трансформация задач управления брендами в условиях экспансии торговых платформ [Текст] / В. И. Плещенко // Стратегии бизнеса. – 2023. – Т. 11, № 3. – С. 95–98. DOIhttps://doi.org/10.17747/2311-7184-2023-3-95-98. EDN POMNHS.
30. Constantiou, I. Four Models of Sharing Economy Platforms [Text] / I. Constantiou, A. Marton, V. K. Tuunainen // MIS Quarterly Executive. – 2017. – V. 16, No. 4. – Pp. 231–251.