с 01.01.2020 по настоящее время
Сибирский федеральный университет
с 01.01.2020 по настоящее время
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.71 Отраслевая структура экономики
ОКСО 38.03.06 Торговое дело
ББК 65 Экономика. Экономические науки
ТБК 7717 Экономика предприятия (фирмы)
BISAC JNF010000 Business & Economics
Целью данной статьи является рассмотрение определения конкурентоспособности фирмы на основе исследований отечественных и зарубежных экономистов, что поможет более детально рассмотреть данную категорию с точки зрения различного авторства и выявить основные критерии конкурентоспособности, которые, по мнению авторов, являются ключевыми в определении высокой конкурентоспособности фирмы. Ретроспективное направление анализа и синтеза поможет отследить эволюцию сущности определения конкурентоспособности фирмы с позиции основного критерия, выдвигаемого автором и сформулировать актуальное определение данной категории, что в совокупности даст четкое понимание о определении данной экономической категории и сможет отразить в себе суть уже имеющихся теоретических подходов к определению конкурентоспособности фирмы. Результаты проведенного анализа возможно будет использовать в качестве теоретической базы изучения эволюции определения конкурентоспособности фирмы как для занятий в аудитории, так и для самостоятельного изучения. Четко сформулированная сущность определения конкурентоспособности фирмы в дальнейшем может стать основой для проведения исследований о основных критериях конкурентоспособности фирмы, методах оценки конкурентоспособности фирмы и формировании системы экономических показателей оценки конкурентоспособности фирмы, однако, из-за специфики и относительной новизны данной экономической категории, а именно ее тесной связи со множеством внешних факторов, которые валяют на изменение ее сущности во времени, а в частности постоянный технических прогресс и цифровизация экономики, существует высокая вероятность потери актуальности ряда сформулированных теоретических моментов актуальных на данный период времени, что потребует доработки и дополнительно изучения сущности конкурентоспособности фирмы.
конкуренция, конкурентоспособность, экономика фирмы, критерии конкурентоспособности, цифровизация, предпринимательство, конкурентное преимущество, конкурентный потенциал, конкурентная продукция, эффективность, гибкость предприятия
1. Антонов, Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации: учебник / Г.Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 300 с.
2. Белоногова, Е. В. Перспективы развития цифровой экономики в России / Е.В. Белоногова, А.В. Чураева, А.В. Кругляк // Теория и практика коммерческой деятельности. - 2019. - №1. - С. 260-265.
3. Белоусова, Д. С. Понятие и сущность конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность / Д. С. Белоусова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2016. - №15-2. - С. 72-76
4. Berg, T.I. Labor potential reproduction transformation in digital economy conditions / T.I.Berg, E.V.Belonogova, S.K.Demchenko, M.S.Zlotnikov, L.E.Saraskina // Advances In Economics, Business And Management Research: Proccedings of the "New Silk Road: Business Cooperation and Prospective of Economic Development" (NSRBCPED 2019). - St. Peterburg: Atlantis Press, 2019. - P. 225-231.
5. Багаутдинова, Н.Г. Основы конкурентоспособности предприятия в условиях асимметричности информации в информационной экономике / Н.Г. Багаутдинова, Р.А. Никулин // Казанский экономический вестник. - 2017. - № 1 (27). - С. 30-35.
6. Варданян, М. Г. Конкурентоспособность фирмы как критерий конкурентоспособности национального хозяйства : сб. науч. статей /М. Г. Варданян // Университет, бизнес и власть: итоги взаимодействия за 10 лет. - СПб., - 2016. - С. 21-24.
7. Васильева, З. А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка / З.А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2. - С. 83-90.
8. Визер, Е.Дж. Управление конкурентоспособностью фирмы/ Е. Дж. Визер. - Москва - Берлин: Директ-Медиа, 2015. - С. 36.
9. Волошин, А.В. Конкурентоспособность региона как предмет исследования экономической науки / А.В. Волошин, Ю.Л. Александров, С.Н. Шестов, Е.В. Белоногова // Фундаментальные исследования. - Пенза: Академия Естествознания, 2016. - № 10-1. - С. 113-118.
10. Захаров, А. Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения / А. Н. Захаров // Бизнес и банки. - 2004. - № 1/2. - С. 1-5.
11. Зулькарнаев, И. У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И. У. Зулькарнаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4 (24). - С. 17.
12. Иванченко, Е. С. Анализ сущности конкурентоспособности коммерческой организации / Е. С. Иванченко // Матрица научного познания. - 2019. - № 4. - С. 98-103.
13. Какимжанов, З. Качество как фактор конкурентоспособности / З. Какимжанов, А. Аблекенова // Вестник. - 2015. - № 12. - С.48-56.
14. Калашникова, Л. М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции / Л. М. Калашникова // Машиностроитель. - 2003. - № 11. - С. 15-18.
15. Краткий экономический словарь / под ред. Ю. А. Белика, Е. Ф. Борисова, Г.Я. Кипермана. - М.: Политиздат, 1987. - 399 с.
16. Лазутина А. С. Факторы конкурентоспособности предприятия / А. С. Лазутина, Е.П. Гармашова // Вектор экономики. - 2019. - № 3 (33). - С. 90.
17. Ламбен, Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж. Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг; пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 720 с.
18. Лифиц, И. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие / И. Лифиц. - М.: Юрайт, 2014 - 438 с.
19. Лифиц, И. О критериях конкурентоспособности товаров и услуг / И. О.Лифиц // Маркетинг. - 2014. - № 3. - С. 25-29.
20. Маркетинг: Словарь (Деловые словари) / Г. Л.Азоев, П. С.Завьялов, Л.Ш. Лозовский, А.Г. Поршнев, Б.А.Райзберг - М.: ОАО «НПО «Экономика», 1999. - 361 с.
21. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, А. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2017. - 672 с.
22. Плотицина, Т. М. Определение конкурентоспособности предприятия / Т.М. Плотицина // Вестник Тамбов. гос. тех. ун-та. - 2010. - Т. 16, № 1. - С. 205-211.
23. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М.Портер; пер. с англ. под ред. О. Нижельской - М.: Альпина Паблишер, 2016 - 456 с.
24. Портер, М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000. - 495 с.
25. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер; пер. с англ. под ред. В.Д.Щетинина. - М.: Международные отношения, 2008. - 437 с.
26. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю.Б. Рубин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркет ДС, 2007. - 480 с.
27. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: Россия и мир / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Экономика, 2005 - 606 с.
28. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Дашков и Ко, 2002. - 892 с.
29. Фатхутдинов, Р. А. Оценка конкурентоспособности / Р. А. Фатхутдинов // Промышленность России. - 2016. - № 3. - С. 62-67.